Майкл Микалко. Взлом креатива

Предприниматели и топ-менеджеры, привыкшие мыслить логически, часто страдают от недостатка креатива. Оно и понятно — за него отвечает правое полушарие головного мозга, неактивное в момент мышления. Узнайте, какие рецепты по его активизации и подключения к парной работе с левым полушарием, чтобы креативность так и поперла из вас, предлагает Майкл Микалко, автор книги «Взлом креатива».

Татьяна Бадя — эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на ТВ. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов — Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др.

Татьяна Бадя в Интернете
Татьяна Бадя ВКонтакте
Татьяна Бадя в Фейсбуке
Татьяна Бадя в YouTube
Татьяна Бадя в Twitter
Татьяна Бадя в LinkedIn
«Тренажерный зал для мозга» ВКонтакте
«Скорочтение и развитие памяти» в Фейсбуке
#ТатьянаБадя

Смотрите программу на видео выше, в YouTube или слушайте аудио в подкасте. Другие выпуски программы «ОБЗОР ДЕЛОВЫХ КНИГ» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

Транскрибация выпуска:

— Всем привет, друзья! Это «Обзор деловых книг» – программа о книгах, полезных тем, кто ставит и достигает цели в разных областях жизни. Я – Евгений Романенко (сайт TetraSales.ru), и мой визави – ведущий программы, известный вам эксперт по текстам и книгам, и всему, что пишется буквами на листе бумаги и не только – Татьяна Бадя. Татьяна, здравствуйте!

— Здравствуйте, Евгений! Здравствуйте, друзья!

— Напомню, что Татьяна Бадя – эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на ТВ. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов — Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др. Редактирует книги с той скоростью, с которой обычные люди их читают. Но и читает книг она (как вы понимаете) в силу профессии гораздо больше, чем среднестатистический человек.

Татьяна, сколько книг Вы прочитываете в год?

— Перестала я считать, когда дошла до тысячи книг. Я их изначально записывала в блокнотик, все конспектировала. Потом блокнотиков стало не хватать, и я просто перестала считать, вот честно.

Иногда бывает, что в течение недели много редактирую книг. Поэтому не доходят руки и глаза до чтения, и поэтому выделяю час, чтобы познакомиться, например, с десятью новыми книгами. Часть из них отбраковать, часть прочитать по-быстренькому, и часть отложить для более глубокого прочтения. Но кстати не нужно думать, что скорочтение – это значит, что все книги проглатываются за одну минуту или за десять минут. Это далеко не так.

Основная фишка скорочтения в том, что мы книги ранжируем. То есть, смотрим те, которые полезны для нас (для достижения наших личных или деловых целей), какие-то книги частично полезны (им можно уделить меньше времени), и некоторые книги бесполезны (либо мы уже знаем то, что там написано, либо мы категорически с этим не согласны и соглашаться не собираемся), либо просто книги «пустые» (такое тоже, увы, случается).

Поэтому есть книги (и об одной из них мы с вами сегодня поговорим, познакомимся с ней), которые можно читать буквально в течение года.

— Кстати, прежде чем мы к ней приступим, давайте спрошу Вас вот о чем: а какой процент книг из массы деловой литературы, которой стало в последнее время очень много, действительно стоят того, чтобы читать, а не повторять уже избитые идеи, давным-давно сказанные другими известными авторами?

— Еще один сложный вопрос (даже сложнее предыдущего). Все-таки мы книги оцениваем очень субъективно. И если взять человека, который уже поднаторел в бизнесе, который прочитал хотя бы книг сто для начала (а это необходимая база для того чтобы разбираться в любом вопросе) – для этого человека нового даже в ценных, даже в отлично написанных книгах будет маловато.

И бывает так, что такой человек читает бестселлер, пишет потом гневные отзывы, он не понимает: «Ну что вы все нашли в этой книге?!». Но он судит с высоты своего опыта, с высоты прочитанных ста, или пятисот или тысячи книг. А другие люди, которые только для себя открывают эту сферу, для них данная книга действительно очень ценная – там куча практических рекомендаций, и для них она работает.

Поэтому говорить однозначно, что 50% книг или 10% книг действительно полезные я не могу. Это зависит от того, насколько человек много уже прочитал, и вообще по какой теме он читает. Но в любом случае рекомендую подходить к книгам достаточно критично. То есть, сначала пролистать, просмотреть (есть ли там вообще что-то новое для вас), и только после этого покупать.

— Я думаю, что мы с вами и выполним функцию предконтроллеров, которые дадут объективный отзыв о той или иной книге, которые мы с вами отобрали. Я думаю, что большая часть книг, которые мы будем презентовать (производить обзор), они стоят того чтобы читать. Хотя не исключено, что будут мои, может быть, сдержанные отзывы о той или иной литературе, чтобы не тратить на нее время. Посмотрим, как будут развиваться события.

Облегчим задачу нашим слушателям. То есть, имеет смысл услышать от нас объективное мнение. Потому что уж кто-кто, а Татьяна Бадя, как специалист, который прогнал тысячи книг через свою голову, может отличить хорошую книгу от плохой. Более того, она прекрасно знает, как эти книги появляются на свет Божий. Многие книги родились благодаря ей, при непосредственном участии.

А зачем вообще читать книги деловому человеку или человеку, стремящемуся достигать цели, Татьяна? Вопрос банальный, тем не менее давайте мы его еще раз поставим и ответим: сначала Вы, а потом я.

— Отлично. Я считаю, что читать нужно для того чтобы не застаиваться в собственном уютном «болотце», а чтобы увидеть вдохновляющие примеры, возможность достижения новых целей, покорения новых вершин. И для того чтобы получить инструментарий, который в этом очень пригодится. Причем такими вдохновителями могут быть не только деловые книги.

Бывает так, что человек прочитал уже в солидном возрасте впервые вдумчиво учебник по истории и вдохновился за счет этого: нашел что-то весьма полезное для своего бизнеса, или для построения отношений в семье, для воспитания детей и так далее. То же самое и с художественной литературой.

Поэтому не стоит все это отсекать. Но для делового человека конечно же приоритетом желательно чтобы были деловые книги. Потому что именно они показывают подходы в разных областях и часто подходы из других сфер бизнеса. Или, например, подходы крупного бизнеса для малого (для начинающих предпринимателей), мелкого бизнеса тоже можно заимствовать. И сегодняшняя книга она нам в этом поможет.

— Ну что же прежде чем мы к ней перейдем, скажу свое мнение. Бизнес – это та сфера, в которой нужно постоянно учиться, особенно сейчас, там нужно иметь миллион навыков. И учителя действительно нужны (как еще без них самому – надо от кого-то информацию получать). Они бывают на мой взгляд только двух типов. Это люди при личном общении – когда вы можете лицом к лицу общаться. И при опосредованном общении – то есть, через какой-то контент, через какие-то тексты.

И получается, что у делового человека по большому счету есть две возможности иметь доступ к этим самым учителям: либо общаться в нужном кругу и говорить, либо читать их тексты. А очень большое количество умных людей, которые чувствуют, что они могут эти знания выдать, они пишут книги.

Поэтому книги – это второй тип учителя, при этом интернациональный тип учителя, учитывая, что общаться можно с людьми в основном своего языка. А книги можно читать авторов по всему Земному шару, если они переведены, и даже если не переведены. Поэтому игнорировать такой способ обучения было бы, наверное, неправильно с точки зрения делового человека. С обучением он достигал бы больше результатов. И все нормальные люди, нормальные предприниматели, они конечно же читают и черпают информацию с них.

Ну что же, Татьяна, давайте анонсируем, какую книгу сегодня мы с вами приготовили для обзора для наших уважаемых зрителей и слушателей.

— Не только анонсируем, но и покажем. «Взлом креатива» называется книга, автор Майкл Микалко.

— Фамилия близкая к славянской, а слово «Майкл» означает, что, скорее всего, это иммигрант в США.

— Вообще, интересный человек. Сейчас о нем пару слов скажу – интересный. Это мировой эксперт по творческому мышлению, который ни много ни мало сотрудничал с НАТО и ЦРУ. И руководил в НАТО группой исследователей, которые залезали в мозг гениев, великих людей разных времен и народов, от Леонардо да Винчи до новаторов нашего времени, и пытались понять, как же там внутри в мозгах все устроено, как мыслят гении, и как это можно использовать себе во благо.

— То есть, копался в левом и правом полушарии, можно так сказать да, на стыке этих двух полушарий?

— Эта книга, она в целом все-таки о работе правополушарников. О том, как даже если вы совсем рациональный, расчетливый, логичный, планирующий следующий левополушарный план, как все равно разблокировать творческий потенциал правого полушария, подкачать в том числе и образное мышление, и интуицию, и использовать это для реализации собственных целей. Причем абсолютно любых: от решения бытовых вопросов, самых элементарных, до развития корпорации.

— Какими характеристиками должен обладать деловой человек (вот мы уже услышали логичный, левополушарный), которому эта книга будет особенно полезна?

— Признаюсь, что по этой книге я провела уже два вебинара, в один все даже не уместилось. И судя по отзывам книга полезна всем. Поэтому, наверное, и решили с нее начать новую рубрику, новое шоу, посвященное книгам. Потому что и левополушарники – люди очень далекие от творчества, и часто несколько закомплексованы в том, чтобы написать собственный текст, в том чтобы придумать что-то необычное, это необычное внедрить. В целом, тяготеющие к стандартам, к шаблонам, к планам и к их пошаговому исполнению.

— Соглашусь – не отступать никуда от каких-то намеченных инструкций. То есть, творчество там конечно оно даже блокируется. Сам будучи таким левополушарником, я знаю. Хотя упускается огромная возможность. И эти люди понимают, что она упускается. Но они где-то может быть боятся, где-то не умеют – в итоге потенциал этот не используют.

Так как же включается, с точки зрения автора книги: как включить это наше дремлющее правое полушарие с колоссальным количеством креативных творческих возможностей?

— Для этого используются девять стратегий. Но сразу скажу, что в плане количества он конечно польстил гениям. Потому что все можно свести к нескольким базовым положениям. Одно из них – это визуальное мышление. То есть, развитие правополушарности, развитие визуальности, развитие образного мышления и передача идеи через рисунки, схемы, то есть с использованием визуальных средств.

— Ок. С этой стратегией вроде понятно. Иногда садишься, на листе начинаешь что-то рисовать, образами включается правое полушарие – отличный способ. Следующие стратегии какие?

— Следующие в основном связанные с тем, что нужно смиксовать, соединить не соединяемое: либо элементы, которые совершенно не связаны друг с другом, либо попробовать из разных областей (особенно это для бизнесменов интересно). То есть, есть стратегия, которая работает в строительном бизнесе, а вы продаете пирожки. Попробуйте взять стратегию из строительного бизнеса, а не пирожковые, с которыми вы уже прекрасно знакомы.

— То есть, она позволяет дернуть инструменты из других сфер, о которых человек даже в силу, у него просто такая мысль не посещает голову: каким образом пирожки могут быть связаны со стройкой. Оказывается, могут, да? И автор советует: вот возьмите тот инструментарий и примените к себе, и у вас получится сделать что-то нестандартное.

Ведь большинство-то конкурентов, они же работают на самом деле по одинаковым стратегиям – это известно, да?

— Да.

— Все пытаются друг друга обогнать в типовых каких-то действиях. И с нестандартным мышлением очень плохо у отечественных предпринимателей. Даже иногда скулы сводит и грустно становится: что же вы такие не креативные-то?

— А можно я приведу пример?

— Давайте.

— Он не из книги, он из жизни. У нас сейчас в регионе очень популярное слово «кэшбэк». Потому что сюда не все товары доходят, магазинов относительно мало, по сравнению с нашими столицами и крупными городами. И поэтому народ затоваривается на AliExpress и в прочих других онлайн магазинах. И вокруг этих онлайн магазинов уже целая индустрия кэшбэковых сервисов, которые заключаются в том, что, покупая по партнерским ссылочкам этих сервисов, ты себе получаешь 5,7% или сколько-то еще процентов возврата денег. Но там есть всякие хитрости, что: ну да, накопи 500 долларов у себя на счете, после этого сможешь вывести.

Но сейчас речь не об этом, а о том, что слово «кэшбэк» очень популярно и очень здорово работает. И его стала использовать местная компания, зовется она «Шустрый Кок». У них есть лоточки, что-то типа шаурмы, кофе, бутербродов – то есть, по-простому. Продают в разных местах города, и они сейчас открыли службу доставки (я так поняла, это их новое начинание).

И вместо того, чтобы говорить, что постоянным клиентам скидка 5%, они гигантскими буквами на рекламе написали «КЭШБЭК – 5%». Это сразу их отстраивает от конкурентов в собственной области, и на это слово «кэшбэк» люди очень интересно реагируют. То есть, модное слово – можно сказать мем, и оно здорово привлекает.

— То есть, они попали просто в термин, который крутится и понятен, и обыкновенно вырождает нужные ассоциации. Вот такой вот креатив на уровне общества или нового уровня. Вообще слова конечно очень много значат для бизнеса. Ок, какие еще стратегии уважаемый автор нам предлагает?

— Естественно, куда же без этого – стратегия, связанная с сотрудничеством, с вдохновением людей, с которыми вместе работаешь. И у нас очень интересно получилось в прямом эфире на вебинаре, когда участники стали высказывать идею (еще до того, как я дошла до этой стратегии) о том, что им нужна группа поддержки.

И тут наш замечательный Микалко проявил смекалку и говорит: «Это стратегия гениев». Оказывается, что гении творили не в одиночку, и великий Микеланджело он руководил двумя сотнями помощников. То есть, оказывается, что еще и лидерские были качества помимо великолепного художественного вкуса и мастерства. Оказывается, что Эйнштейн свободно обменивался мнениями с другими физиками. И поскольку они не критиковали друг друга, то рождались новые идеи, компоновались различные элементы и это послужило толчком к его открытию.

И таких примеров много. Я думаю, что каждый из нас может вспомнить их из собственной практики. Получается, что да, это действительно очень важная стратегия, хотя ее автор преподносит уже в конце книги, наверное, как вишенку на торте.

— То есть, для креатива нужен коллектив, коллективный разум – получается так.

— Желателен, желателен.

— Ну что же, совершенно разумная вещь. Мы знаем, что действительно при мозговом штурме часто рождаются те идеи, которые в одном (в «воспаленном» даже) пульсирующем воображении родиться не могут, потому что в любом случае у него есть ограниченный фильтр восприятия.

Отлично. Следующая стратегия?

— Следующую Вы предвосхитили, вспомнив о мозговом штурме. И напомнили мне, что одна из стратегий заключается в том, чтобы смотреть на вещи наоборот. И здесь я бы хотела остановиться подробнее, потому что для многих эта стратегия оказалась неожиданной, интересной – и всем хорошо известный мозговой штурм можно вывернуть наизнанку.

Как мы обычно смотрим на какую-то трудность, или, как мы любим это называть, проблему? Ищем пути решения. То есть, упали продажи – как нам это исправить? А Майкл Микалко предлагает посмотреть наоборот: не отвечать на вопрос «Как исправить положение?» или «Как увеличить продажи?», а посмотреть, что нам мешает поднять продажи, то есть что их понижает.

И таким образом организовывается мозговой штурм. Либо можно единолично этим заняться, либо, конечно же, лучше в компании своих единомышленников, сотрудников или партнеров.

— То есть, мы не педаль газа ищем и «волшебную таблетку», а ищем те тормоза и путы, которые мы уже перестали замечать, но они прекрасно стреноживают ноги нашего резвого, ретивого коня. И мы пытаемся бежать, когда у нас ноги скованы веревками. Так?

— Да, абсолютно верно. И здесь можно дополнительно проявить творчество. Когда, чтобы освободить свое сознание, не нужно сидеть и с позиции руководителя бизнеса, или руководителя отдела продаж думать: «Ну что же нам мешает?». Нет, так не получится. Представьте, что вы шпион, или враг собственной компании, своего бизнеса, который строит коварные планы и думает: «Как же помешать этим успешным ребятам?».

И когда перевоплощаешься в злодея, даже такого картинного, гипертрофированного, то на ум приходят всякие гадости и подлости, до которых в своей обычной роли рационального, взвешенного, образованного, интеллигентного руководителя бизнеса никогда не додумаешься. И вот в роли этого шпиона-вредителя пишем список (не критикуя естественно по правилам стандартного мозгового штурма), как можно помешать продажам, как можно их еще больше снизить.

А потом развоплощаемся, то есть воплощаемся в свою собственную деловую роль, и оттуда уже думаем: для этого интересного списочка какие могут быть меры противодействия.

— Да, в процессе формирования этого списка можно обнаружить действительные тормоза, потому что их напишешь, ровно потому что ты подсознательно знаешь, что они у тебя есть, и увидишь, как они действительно тебя сдерживают.

Отлично. Такое ощущение, что автор дает просто какие-то ключи или стартовые кнопки для включения совсем нетрадиционных способов мышления, в другую сторону, в которую… Обычно разум-то он идет по проторенной дорожке, мы это знаем – протоптал дорожку и прет по ней. А другие-то дорожки остаются в стороне. И вот он говорит: «А идите-ка вы по этой дорожке, или идите вообще в противоположную сторону.

Я вчера читал, что оказывается мужчины мыслят прямолинейно, а женщины как точка внутри круга. То есть, они не идут по радиусу к окружности, а они могут пойти совершенно в любую сторону. Потому что рано или поздно они упрутся в окружность и по окружности дойдут до этой самой точки. А мужчина не может представить, зачем это делать. И в итоге оба достигнут цели, причем женщина даже может быть гораздо быстрее.

Кстати, он там никаких аналогий или разницы между мужским и женским мышлением не проводит в части креатива, нет у него там об этом?

— Нет, у него этого нет. Кстати, что мне понравилось, что у него нет какого-то шовинизма, нацизма и так далее. То есть, он приводит примеры людей разных национальностей, разных школ. Он не делит гениев на американцев и не американцев. Хотя нетрудно догадаться, что история про Эдисона и его лампочку, которая растиражирована в том числе и в наших деловых книгах (приходилось несколько раз редактировать фрагменты, посвященные изобретению Эдисона)… Естественно, у американского автора это встречается несколько чаще, чем примеры, например, из творчества Пикассо или Чайковского. Но тем не менее.

— Говорит ли он о каких-нибудь особенных условиях, в которых креатив просто брызжет, которые нужно создать для обеспечения, или его можно включать действительно в любой обстановке, и даже, например, в стрессовой?

— В любой. Он об этом не особенно распространяется. Его основная идея (ее уже изложила) – сочетайте несочетаемое, не бойтесь экспериментировать, думайте в разных направлениях, даже шиворот-навыворот. В этом нет ничего страшного – напротив это дает прекрасные возможности для создания чего-то нового, чего раньше не было, не существовало.

И отмечу, что количество техник в его книге не поддается исчислению. То есть, на каждой странице может быть одна, две или даже больше различных техник. Некоторые есть достаточно серьезные, некоторые самые простые из серии «ткни пальцем в любое слово на этой странице и расскажи, чем оно поможет тебе решить проблему». То есть, методом ассоциаций прийти к решению, до которого сам бы не додумался.

— То есть, автор не просто призывает «будьте креативными!», а дает конкретный инструментарий и конкретные ключи, кнопки включения этого самого креатива, «ящик с инструментами». Правильно я понял?

— Абсолютно верно. Только это не ящик, это склад с кучей коробок, в которых в каждой коробке по десять ящиков с инструментами.

— Отлично. В качестве резюме, Татьяна, Ваше экспертное заключение: почему деловым людям стоит прочитать эту книгу?

— Она прекрасно снимает зашоренность, она легко написана. И если вы даже не любите читать, то с этой книгой вы справитесь. И плюс она может стать вашей настольной книгой (например, я с ней провела существенную часть предыдущего года и до сих пор не расстаюсь).

И опять же по отзывам тех, кто ее прочитал, с кем мы ее успели обсудить, она дает очень классный заряд креативности, удается придумать нечто новое, что до сих пор на ум совершенно не приходило, найти более правильное решение в бизнесе и в жизни, и оно еще помогает видеть очень яркие цветные сны.

— Ну что же, вот такая вот рецензия, обзор, отзыв если хотите на книгу «Взлом креатива» от Майкла Микалко в сегодняшнем выпуске программы прозвучал. Если вы чувствуете, что эта книга моет помочь вам обнаружить новые идеи и избавиться от зашоренности (а она есть у любого делового человека – не нам вам это рассказывать) – Welcome! Покупайте книгу в Интернет магазинах, читайте, и да прибудут к вам новые идеи.

Спасибо, Татьяна! Завершаем наш сегодняшний выпуск программы «Обзор деловых книг». Татьяна Бадя и Евгений Романенко были с вами. Лайк, комментарий, TetraSales.ru, YouTube, podster.fm, #ТатьянаБадя, #tetrasales вам в помощь.

Сегодня все, всем отличного дня, оставайтесь с нами, следите за новыми обзорами деловых книг. Всем пока-пока.

— До свидания!

About The Author
-

основатель и ведущий.