Должно ли государство платить пенсию

В основе государственной пенсионной системы лежит следующая идея. Человек работает в течение всей своей жизни. Когда он достигает определенного возраста, государство начинает платить ему пенсию. И делает это до конца его дней. Работник понимает, что государство откуда-то берет деньги на выплату пенсии. Скорее всего, из своих текущих доходов. И что работник каким-то образом влияет на формирование денежного фонда для выплаты пенсий. В то же время он не сильно задумывается о деталях, откуда именно деньги берутся и хватает ли их. Он знает, что государство пока платит пенсии и они небольшие. Прожить на одну пенсию очень тяжело и надеяться на это не стоит.

Действительность говорит о том, что пенсионная система скорее жива, чем мертва. Дальше этого мысль обычно не идет. Жить-то надо сейчас, а о пенсии будем думать потом. Безусловно, известно плачевное положение нынешних пенсионеров. Образ старушки с нищенской пенсией вызывает отрицательные эмоции.

Откуда вообще идут корни идеи о том, что пенсии должно платить государство? Ее источник – Германия конца 19 века, Отто фон Бисмарк и немецкая философия о том, что государство – это Бог. И оно должно брать на себя обязанности родителя по отношению к своим гражданам, включая заботу об их финансовом обеспечении в старости. Это называется «патернализм».

В это же время Европа заражается социалистическими идеями. Начавшийся 20 век укрепил их, и в  своем максимуме они были воплощены большевиками в России. Частная собственность и законодательство были уничтожены, предприниматели и капиталисты исчезли. Страна стала состоять из номенклатуры, рабочих, служащих и крестьян. Государство стало ассоциироваться с его гражданами. Умы, заразившиеся идеей «все отнять и поделить», воплотили ее. Все действительно было отнято.

Ленинская фраза «Фабрики – рабочим!», как типичный лживый популизм, который был отличительной чертой этого деятеля, оказала свое пагубное воздействие. Рабочие уверовали, что теперь им,  а не «проклятым эксплуататорам», принадлежат заводы, на которых они работали.

Конечно, экономически это было не так. Рабочие, конечно же, не стали акционерами своих предприятий, по-прежнему получали зарплату и эксплуатировались большевистским режимом гораздо сильнее, чем частным собственником. Однако они стали рассматривать предприятия как свое имущество и считать, что работают на государство и одновременно на себя. В их головах образовалась опасная путаница.

С тех пор они считают справедливой систему, в которой работник сначала активную часть жизни работает на предприятии, а когда наступает пенсионный возраст, государство начинает платить ему пенсию. Работник считает, что государство таким образом «воздает ему должное» за 30-40 лет трудового стажа.

Надо признать, что эта идея не лишена логики. В СССР у работника не было другой альтернативы, кроме работы по найму. Он не мог легально заняться частным предпринимательством. Поэтому у него не было возможностей вкладывать силы и время в создание иных источников финансирования своего будущего.

Единственным предложенным ему вариантом была работа до выхода на пенсию. Работнику не оставалось ничего иного, кроме как с этим согласиться. По крайней мере, это финансово обеспечивало его в будущем. Со временем эта идея стала восприниматься как единственно возможная. В то же время в странах Европы и США в начале 20 века широко использовались общества взаимного страхования и другие модели частного финансового обеспечения. Они успешно развились в течение 19 века как логичное рыночное решение.

Создание и развитие государственной системы пенсионного обеспечения пришлось на 20 век. Он стал столетием разрастания государства, его вмешательства в экономику, подминания «под себя» естественного рыночного порядка. И веком упадка классических либеральных ценностей, которые стали источником беспрецедентного роста благосостояния в 19 веке.

Коммерческие способы формирования накоплений, обеспечивавших человека в нетрудоспособном возрасте, прекрасно работали в 19 веке. Они были уничтожены социалистическими идеями в веке 20-м. Социализм породил принудительно-распределительную систему, основанную на сборе ресурсов путем насильственного отъема благ и их перераспределения.

В России и других странах победившего социализма такая система была навязана прямо. В капиталистических странах государство стало разрастаться и в 20-м веке постепенно «подмяло под себя» частные формы социального обеспечения. Это получило название «welfare state» (государство всеобщего благосостояния).

Социалистические идеи теоретически несостоятельны, и в них заложены разрушительные принципы. Они существуют лишь с помощью принуждения, и только пока есть ресурсы, которые можно отнимать. Когда они заканчиваются, система приходит к коллапсу. Его мы и наблюдаем в 21 веке. Он выражается в финансовой несостоятельности государства, в первую очередь, в социальном обеспечении.

Идея о том, что работник в вопросе своей пенсии должен полагаться на государство, уверенно ведет к катастрофе. В один прекрасный момент люди обнаружат, что государство либо не платит пенсию, либо их величина в реальном выражении мизерна. Выяснится, что государство фактически больше не является источником финансирования людей в пожилом возрасте. И это всячески скрывается, а в СМИ пропагандируется, что пенсионная система работоспособна.

Перефразируя Хрущева, можно с 100% уверенностью заявить, что «нынешнее поколение россиян уже к 2030 году будет жить в условиях неспособности государства платить пенсии».

Смотрите подкаст на видео выше, на YouTube или слушайте аудио в подкасте.  Другие выпуски подкаста «АНТИЭКОНОМИКС» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

About The Author
- основатель и ведущий.