Виды текстов для бизнеса

Пока люди не разучились читать, тексты в маркетинге, что бы им не предрекали, успешно конкурируют с видео- и аудио-контентом. Их преимущество в том, что они создаются легко, быстро и просто, и доступны огромному количеству бизнесов, от мелких до гигантов. Узнайте, какие виды текстов можно успешно использовать для онлайн и офлайн маркетинга.

Татьяна Бадя — эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на ТВ. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов — Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др.

Татьяна Бадя в Интернете
Татьяна Бадя ВКонтакте
Татьяна Бадя в Фейсбуке
Татьяна Бадя в YouTube
Татьяна Бадя в Twitter
Татьяна Бадя в LinkedIn
«Тренажерный зал для мозга» ВКонтакте
«Скорочтение и развитие памяти» в Фейсбуке
#ТатьянаБадя

Смотрите программу на видео выше, в YouTube или слушайте аудио в подкасте. Другие выпуски программы «МАРКЕТИНГ И ТЕКСТЫ» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

Транскрибация выпуска:

— Здравствуйте, друзья! Это «Маркетинг и тексты» – программа о том, как эксперту или бизнесу использовать статьи, книги и публикации для привлечения клиентов. Я – Евгений Романенко (сайт TetraSales.ru), и наш постоянный эксперт и ведущий, уже известный вам эксперт – Татьяна Бадя. Татьяна, здравствуйте!

— Здравствуйте, Евгений! Здравствуйте, друзья!

— Татьяна Бадя – эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на ТВ. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов — Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др. Редактирует книги с той скоростью, с которой обычные люди их читают.

Я не знаю, есть ли еще более крутые профессионалы по работе с текстами, как Татьяна Бадя – мне они неизвестны. По-моему, Татьяна Бадя – это тот человек, который знает о текстах все и даже больше. Верно, Татьяна?

— Было бы не скромно сказать, что верно. Но где-то около.

— Отлично. Эта программа, сразу скажем, является логичным продолжением подкаста «Статьи и книги», который вышел в 2016 году, из десяти выпусков. Его можно найти в нашем подкаст-сообществе на сайте TetraSales.ru. Мы решили не заканчивать эту тему, поскольку она весьма бездонная, и сделать еженедельную программу «Маркетинг и тексты», в которой будем говорить о том, как собственно эти тексты используются в бизнесе.

Понятно, что тексты не умирают. Пока люди читают тексты – буквы, написанные будут использоваться для привлечения клиентов, для удержания. Чего эти банальные вещи рассказывать. Но здесь тоже существует масса правил, подводных камней, и способов в общей колоссальной массе информации, которые мы и будем выдавать в нашей программе.

Давайте, Татьяна, сегодня посвятим наш вводный выпуск программы «Маркетинг и тексты» тому, что проведем эдакую интеллектуальную инвентаризацию: а какие виды текстов, где они и как должны быть изложены, сгруппированы, написаны, существуют, которые можно использовать для нужд бизнеса? Первое, что приходит в голову – это статья в блоге, например, или на каком-то сайте. Да? Отличный маркетинговый инструмент. Какие виду еще существуют? Давайте вспоминать.

— Помимо статьи в блог или на сайт, могут быть: те же самые статьи в СМИ, электронных и бумажных; СМИ не в собственных блогах, а в чужих – у партнеров (это тоже отдельный вид, и там есть свои особенности). Также помимо статей, есть формат покрупнее – это мини-книги.

И расскажу нашим зрителям, слушателям и читателям, которые может быть не в курсе. Недавно у меня прошел вебинар о том, как написать статью за три часа, или даже быстрее. И там приглашенной звездой был Евгений Романенко. Он не даст соврать, что мини-книги – это, пожалуй, самая таинственная, самая непонятная штука для наших бизнесменов, для начинающих авторов, для экспертов, которые хотят продвигаться в онлайне.

— Я бы сказал, у наших уважаемых слушателей в нашей с Вами аудитории есть два восприятия текстов. Это либо книга массовая, либо такая коротенькая статья. Промежуточный формат – мини-книга или White Paper, или что-то такое средненькое, которое весьма быстро делается и легко распространяется, он просто как-то не встраивается в картину мира и не получил распространения. Хотя формат отлично работающий, и действительно Татьяна в этом смысле является его популяризатором.

Стоит отметить, что с Татьяной я и познакомился, благодаря тому, что прочитал мини-книгу, скачанную в Интернете. Вот так вот это происходит. И что после этого получилось – многолетнее эффективное сотрудничество тому является подтверждением.

Статьи, книги, мини-книги: есть какие-то еще специфические форматы между этими – сборники, например?

— Сборники статей, вполне, да. Это может быть сборник статей автора. И если посмотреть на издания крупных медиа-фигур (будь то политики, звезды шоу-бизнеса, ведущие телепрограмм, топовые блогеры), то как правило то что они издают – это либо сборник статей, либо переработанные статьи, дотянутые до формата книги: со связочками, с дополнениями. Но все-таки основа – это статьи, которые человек регулярно публиковал в собственном блоге, ЖЖ, на сайте или где-то еще.

— Кстати, тут появляется еще такая колоссальная огромная классификация (поскольку мы живем в мире Интернета) на онлайн ресурсы и онлайн тексты и офлайн ресурсы, офлайн тексты. Если еще тридцать лет назад мы все читали только в твердых копиях, то сейчас огромное количество контента появляется с экрана монитора.

Вот здесь, Татьяна, какие есть особенности, скажем так в сегменте онлайн и офлайн. Что является наиболее популярным и самым крутым маркетинговым инструментом в каждом из этих сегментов, по опыту?

— Начнем с того, что человек по-разному воспринимает текст, который написан на бумаге, вернее напечатан, и которые он читает с монитора. Более того, сейчас идет еще интересное сегментирование для электронных текстов. Потому что одно дело читать с большого комфортного монитора ноутбука или компьютера, другое дело – пробежаться по тексту на смартфоне.

И это приводит к новым требованиям в плане копирайтинга, создания текстов и их форматирования.

— Да, кстати, продвижение с экранов планшетов и телефонов – это тоже надо понимать.

— Да. И возможно один из наших выпусков, или даже не один, мы посвятим как раз вот этому мобильному копирайтингу: как писать тексты для того чтобы те, кто открывают их в смартфонах (а таких людей все больше: в каких-то отраслях, направлениях это 20% людей, а где-то уже подходит и к 50%)… Об этом мы еще поговорим, но несколько позднее.

Что касается бумажных текстов, то несколько лет ходили слухи и часто задавали такой вопрос на вебинарах или где-то в комментариях, что бумажные книги отмирают, что эта индустрия скоро прикроется. Вот прочитала информацию о том, что оказывается сейчас (по крайней мере на Западе), идет обратная тенденция – люди насытились чтением в электронном виде и начинают опять скупать бумажные книги.

До нас эта тенденция может дойти через год-два. Однако я думаю, она тоже имеет место быть и некоторые люди стали сейчас наоборот активнее читать с бумаги, потому что понимают, что так текст усваивается лучше. Для людей более-менее зрелых (то есть тех, кто родился раньше 2000 года, не в обнимку с гаджетом), для них все-таки восприятие с бумаги, обычной традиционной книги, идет гораздо проще, чем в электронном виде. То есть, в голове в памяти остается больше.

— Текст традиционно конкурирует с аудиальным каналом восприятия и визуальным за внимание потенциального клиента – это всегда было и будет. Как, почему ему удается эту конкуренцию в отдельных случаях не просто выигрывать, а абсолютно «класть на лопатки» аудио- или визуальный контент? Для какой аудитории, например, тексты наиболее авторитетны и работают лучше всего? И почему текст никогда не умрет, как маркетинговый инструмент, несмотря на облегченное сейчас создание и развитие транспорта аудио-, визуального контента?

— Хотя бы потому, что визуальность – это неотъемлемая часть каждого человека, практически каждого.

— Пока есть глаза, пока есть буквы, значит он будет искать где-то информацию и воспринимать ее через текст?

— Да. Более того, даже если человек незрячий, у него все равно есть визуальность в плане креативного мышления, хотя бы так. Поэтому книги не отомрут, особенно в русскоязычных, в русскоговорящих странах. У нас визуальная культура.

— Да, они – визуальная культура. И они традиционно были всегда читающими, где-то это уже по традиции так.

— Да. Смотрела недавно историческую передачу. Так, даже наши древние прапрадеды, наши пращуры: там только-только появилась письменность, а они уже вовсю книжки читают, вовсю оставляют памятные надписи на стенах храмов (естественно бытового и даже хулиганского содержания, а не религиозного). То есть, мы сплетены с текстами очень-очень сильно.

А те же, например, жители Великобритании, у них больше развит аудиальный канал. То есть, они естественно тоже читают, и там есть большое количество авторов и читателей, но для той аудитории все-таки упор бы я делала на звуки.

— То есть, культурные особенности нашего пространства, нашей территории проживания дают дополнительные аргументы в пользу большей восприимчивости текстов. Потому что люди привыкли, и они ищут тексты. И что была читающая нация, действительно мы привыкли к текстам. Это дает дополнительные плюсы к использованию текстов в отечественном бизнесе. Я правильно услышал?

— Абсолютно верно.

— Отлично. Тем не менее, технологический прогресс на месте не стоит. И использование текстов модернизируется, меняется. Общеизвестно, что люди перестали читать длинные тексты, внимание их рассредоточено, «клиповое мышление», все эти вещи. Как трансформируется применение текстов, какие явные тренды Вы замечаете, вплоть до (появляется сейчас словосочетание такое) «квант информации» (то есть, твит или какой-то коммент, вплоть до количества букв: «Не пишите больше 100 букв или 140 символов»)?

Звучит конечно диковато для нормального взрослого человека. Тем не менее, эти вещи тоже нельзя игнорировать, потому что они же выявлены-то маркетологами. Какие вот эти самые тренды нужно сейчас учитывать, чтобы не совершать ошибок в использовании текстов?

— Во-первых, то что для обычного человека звучит дико, для редактора это суровые будни. То есть, подсчитать количество слов в предложении, разбить предложение если в нем больше 14-15 слов или больше двух знаков препинания и так далее. Какие здесь есть тренды?

— Действительно, сейчас идет большая перегруженность информацией. И если в области художественной литературы и вообще развлечений наоборот сейчас более популярны длинные тексты, толстые книги, сериалы. Раньше просто смотрели фильмы: посмотрели – забыли. Потом автор, режиссер сделал какое-то перепрочтение – посмотрели еще раз, но не более того.

Сейчас люди подсаживаются настолько, что по семь, по десять и даже больше лет смотрят примерно одну и ту же «жвачку» для глаз и мозга с одними и теми же актерами, сюжетами и так далее. То есть, подсели на сериалы.

И в книгах то же самое. Самые популярные книги – это книги-сериалы: там, где ну хотя бы шесть книг. А в некоторых уже и двадцать серий вышло.

— То есть, тренд на такое «подсаживание», на подписку на ваши тексты у людей, и создание некой целевой аудитории постоянных смотрителей, читателей, фанатов что ли ваших текстов. Так?

— Абсолютно правильно.

— Евгений сейчас указывает на интересную «фишку», которую можно брать на заметку деловым людям. Хоть вы пишете и не художку (хотя это кстати тоже интересный тренд), почему бы не написать нечто ближе к художественной литературе: либо что-то вроде бизнес-романа, либо что-то близкое к комиксу (чтобы абсолютно любой представитель целевой аудитории понял, что имеется ввиду), вместо того чтобы писать наукообразные скучные тексты.

Действительно, помимо этого имеет смысл «подсаживать» читателя на какой-то контент. На какой? Надо спросить самого читателя, предложив ему вариант твита, предложив ему небольшую статью, которую можно опубликовать и в Facebook в группе, или у себя на стене или в блоге, такой формат новости-заметки буквально на четыре-пять абзацев, больше не надо, грубо говоря страница.

— То есть, можно сказать, что свойство регулярности текста появляется и некоторые краткости текста появляются. То есть, такой вот сериал из коротеньких серий, который бесконечен. Это такой вполне оформленный тренд текстов в бизнесе. Можно так сказать?

— Можно сказать так. Здесь я бы копнула глубже, и предложила читателям разные форматы. Потому что, наблюдая за блогерами, и ведя переписку со своими читателями, пришла к тому, что все-таки аудитория не единообразная, это не монолит. И не бывает так, чтобы разным людям нравилось абсолютно одно и то же.

Некоторые очень здорово воспринимают твиты (небольшие сообщения) или, например, скриншот с интересной какой-то находкой. В моем случае это, например, интересные забавные опечатки на новостных сайтах или где-то еще найденные в Интернете, и небольшой комментарий к ним. В вашем случае это может быть интересная цитата или какой-то совет на каждый день по использованию вашей продукции, ваших услуг и так далее. Это один формат.

А некоторым нравится сесть и прочитать статью на десять страниц, то есть уже практически мини-книгу. И те, и другие люди наверняка есть в вашей аудитории. Поэтому я бы не рекомендовала сразу отсекать все варианты, кроме одного, и «класть яйца в одну корзину», делая тексты исключительно единообразными.

Попробуйте разное: посмотрите на количество просмотров, лайков, комментариев. Причем в разных областях, в разных сферах бизнеса может работать по-разному. Например, бывает так, что кого-то очень мало постят, то есть мало утаскивают тексты на собственные страницы. Это может быть связано со спецификой вашего бизнеса. Но при этом будет много лайков или много вопросов даже не под этим постом, а в день, когда вы его разместили в соцсетях, с вами будут связываться через форму на сайте или через корпоративный e-mail. Бывает и такое.

Поэтому отслеживайте обратную связь. И остановитесь на том формате, который максимально хорошо работает. Он и развлекает вашу целевую аудиторию, подсаживает ее на ваши тексты, на вашу информацию. И плюс, чтобы это было не слишком затратно для вас или для вашего сотрудника, который занимается генерацией текста.

Но если понимаете, что постить по два-три, даже небольших, сообщения в день все-таки это вас отвлекает от главного, то добро пожаловать к аутсорсерам (к нам или к кому-то еще), кто будет писать тексты за вас.

— Давайте акцентируем внимание еще на потрясающей особенности текстов в онлайне, которые часто не замечаются. Вспомним про два феномена: про собственно онлайн и поиск в онлайне через поисковики, и социальные сети. Дело в том, что у ваших текстов в Интернете есть еще другой тип читателей, о которых вы не подозреваете. Это поисковые роботы. Они пока еще не научились слушать аудио и смотреть видео, но текст они кушают очень здорово, и индексируют содержание страниц (то есть, пытаются понять, о чем собственно текст) именно по тексту.

Поэтому факт механического наличия ваших текстов в онлайне, причем регулярного, нового… (Пытаюсь вспомнить слово).

— Прикармливает?

— Приваживает к вам поискового робота. Он начинает чаще заходить к вам, читать ваши тексты – а за этим тянется и повышение ваших позиций в поисковой выдаче, если вы используете в том числе этот канал привлечения клиентов.

То есть, у вас получается автоматическая оптимизация для поискового робота, автоматическое наличие корма для поискового робота. Вот для чего, как минимум, текст уже нужен. То есть, если у вас есть сайт в бизнесе, у вас должны быть на нем и тексты, и желательно регулярно. Верно, Татьяна?

— Абсолютно верно. И добавлю сюда, что важно чтобы эти тексты были все-таки уникальными. И уникальными не в том плане, что вы найдете фрилансера, который найдет в Интернете текст на вашу тему, перепишет другими словами (то есть, сделает рерайт) – вы у себя это разместите и там через каждые два слова будет: «Окна; Покупайте окна; Пластиковые окна в Тамбове; Лучшие двухкамерные пластиковые окна».

Такие тексты – да, они сработают, причем все-таки слабовато сработают.

— Беспощадное русское SEO образца 2003 года.

— О том и речь. Но к сожалению, такое до сих пор встречается, причем повсеместно в самых разных областях. В этом плане инфобизнес все-таки «впереди планеты всей», или по крайней мере впереди всей страны. И у тех, кто проводит обучение онлайн, как правило, тексты все-таки экспертные, собственные.

Обращаю внимание наших читателей, слушателей и зрителей, что вне зависимости от вашей темы, все-таки желательно чтобы тексты были авторские. В том числе и потому что вы сможете проявить свою экспертность и заложить важные для вас идеи. В том числе сформировать свою аудиторию: отсечь тех людей, которые не нужны, и привлечь тех, которые нужны вам.

— То есть уникальность текстов в онлайне – это тоже необходимое требование. Ибо роботы отличают текст сплагиаченный, и любят тексты именно уникальные. Сейчас мы еще дойдем до того, как эти уникальные тексты рождаются (слава Богу, там нет огромных сложностей).

Еще хочу сказать про социальные сети. Мало кто будет отрицать, что это является инструментом для продвижения. Как правило, как взаимодействуют социальные сети – через какие-то публичные пространства, через личные страницы основателей или паблики, на которых тоже что-то размещается. И там тоже могут размещаться либо картинки, либо видео, либо тексты.

Так вот туда эти заметки и тексты тоже нужно регулярно выкладывать, чтобы людям было интересно что-то новенькое постоянно читать. Вот как минимум, в двух местах онлайна тексты начинают требоваться регулярно: на сайте для поисковых роботов, и в социальных сетях для ваших подписчиков.

И тут возникает, Татьяна, вопрос: а где же бизнесу взять эти самые тексты? Вот какая-нибудь пирожковая столовая или кофейня. Но неужто она настолько, она может породить какие-то интересные тексты для своей аудитории. Сразу возникает скепсис. Здесь рисуется образ Дмитрия Потапенко, который говорит: «Я самосвал с картошкой и макаронами поставлю – у меня его раскидают. Зачем мне писать тексты для моей целевой аудитории провинциальных милиционеров с сотовыми телефонами образца 1998 года? Они вообще их не читают».

Что можно противопоставить этому? Любой ли бизнес способен породить тексты (конечно тот, который хочет быть интересным и отстроиться от конкурентов)?

— Если есть задача зацепить аудиторию и отстроиться от соседней пирожковой, которая точно такая же, как ваша, тоже возит самосвалами для тех же самых милиционеров, то можно писать тексты да по сути о чем угодно. Некоторые постят котиков, некоторые постят извините сиськи, и оно прекрасно срабатывает, даже само наличие вот этих двух слов: «котики» и «сиськи».

Недавно видела пример, как использовал эти слова мой конкурент – какой-то мальчик, который помогает развивать память. И при том, что у него не было собственных авторских наработок (он просто рассказывал о самых-самых базовых приемах мнемотехники), но вот эти вот два суперслова, два мема, которые работают на подростковую аудиторию (на тех, кто в районе 20 лет), сработали замечательно и мальчик получил кучу лайков, подписчиков и огромную активность аудитории.

То же самое можно использовать и в нашей умозрительной пирожковой. Но необязательно именно эти слова, хотя что-то подсказывает, что их тоже.

И как еще можно отстроиться. Если вы начали свой бизнес не вчера, и не в прошлом месяце, то есть он какое-то время уже функционирует (хотя бы месяца три), то у вас есть опыт. Ваш опыт в чем-то уникальный. Вы уже являетесь пусть и не самым продвинутым, не самым топовым экспертом, но вы лучше, чем ваш среднестатистический клиент разбираетесь в том, что предлагаете. И вы можете стать интересным для своего клиента – вы можете рассказать что-то уникальное о продукте.

Например, было интересно, когда в одной из местных кафешек я спросила, как делают этот приплюснутый омлет, чтобы он тонкими слоями лежал, а не был вот таким вот, который получается у меня дома. И мне рассказали, но правда все это было на словах. А если бы они выложили у себя в группе в контакте (туда кстати мы всей семьей подписались). Если бы они там выложили мастер-класс, в котором бы рассказали о приготовлении такого омлета, даже если бы я дома этого не повторила, все равно прочитала бы с интересом. Это самый элементарный пример.

У вас каждый день буквально в каждом вашем действии есть нечто такое, о чем клиент не знает, не подозревает и то, что потенциально ему было бы интересно.

— Ведь действительно, тот кто занимается бизнесом, становится экспертом по содержимому головы и потребностям своего клиента. Но если человек занимается им нормально и некий длительный срок. Он знает, что ему нужно, и может дать ему массу самых полезных вещей, начиная от советов и рекомендаций, интересных историй, кейсов относительно его потребностей. То есть, ему же о нем и рассказывать, будучи экспертом в нем.

По большому счету, ведь предприниматель становится экспертом по целевой аудитории, он знает, чем она дышит, чем она живет, что ее беспокоит. И вот эти тексты могут рождаться ежедневно. По большому счету любой бизнес является источником контента, он просто этого не видит. Он просто не видит, что у него рождается. Грубо говоря, как искры из-под сапогов у него, когда он идет по мостовой вылетают сами по себе и гаснут. Вот эти искры надо просто брать, упаковывать, и понимать, что из этой искры может возгореться отличное маркетинговое пламя. Вот так получается, Татьяна?

— Получается, что так.

— Ну что же, получается, что мы с вами открываем даже сами для себя где-то колоссальный незадействованный потенциал текстов в бизнесе. У меня такая появилась версия, что нужно открывать еще две программы: «Маркетинг и видео» и «Маркетинг и аудиоподкасты». Да? Потому что два других типа контента остается. Может быть эту идею стоит проработать. Но по крайней мере потенциал текстов в бизнесе мы-то с вами раскроем.

Вертится у меня еще вопрос про роль редактора, стоящего между автором текста и потребителем текста. Редактор – как человек хладнокровный, не эмоциональный, не увлеченный четко знает, как расхристанный авторский текст превратить в удобоваримый контент. Как повар знает, как превратить, например, исходные продукты в блюдо.

Но я думаю, что мы с Вами обсудим эту тему в следующий раз: почему редактор должен быть в любом бизнесе, и какую грамотную роль посредником между источником текста, автором и конечным потребителем он выполняет. И может ли эту роль редактора выполнять сам автор, или ее нужно аутсорсить.

Давайте сделаем это темой следующего выпуска. Потому что не случайно эта профессия редактора существует, и Вы прекрасно о ней знаете, и им являетесь. Договорились?

— Договорились. Отличная идея.

— Прекрасно. Ну что же, вот такой вот у нас вводный выпуск программы «Маркетинг и тексты», где мы рассуждаем о том, как эксперту или бизнесу использовать статьи, книги и публикации для привлечения клиентов.

Я чувствую, что мы накроем немалый кусок интересной информации. Даже самому интересно, что из этого получится по итогам 2017 года. Будем смотреть на это.

Оставайтесь с нами. Татьяна Бадя и Евгений Романенко были с вами. Лайк, комментарий, TetraSales.ru, YouTube, podster.fm, #ТатьянаБадя и #tetrasales вам в помощь в поиске информации в Интернете.

Помните, что ваш бизнес может генерировать тексты. Эти тексты могут служить вам верой и правдой многие годы, особенно в онлайне. Потому что, туда разместивши единожды, это работает на вас вечно. Вот и еще одно преимущество. Впрочем, не будем забегать вперед, все мы это рассмотрим в наших еженедельных выпусках программы.

На сегодня все, оставайтесь с нами. Всем пока-пока.

— До свидания!

About The Author
- основатель и ведущий.