Редактор — друг человека

Быть автором текста и уметь придать ему удобочитаемый вид — две разные задачи. Именно поэтому начинающие авторы, увидев, что у них получается, в ужасе бросают это дело. А нужно поступить по-другому: найти грамотного партнера-редактора, который сделает ваши тексты прекрасными. И поэтому любому бизнесу, который хочет использовать тексты в маркетинге, редактор становится жизненно необходим.

Татьяна Бадя — эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на ТВ. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов — Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др.

Татьяна Бадя в Интернете
Татьяна Бадя ВКонтакте
Татьяна Бадя в Фейсбуке
Татьяна Бадя в YouTube
Татьяна Бадя в Twitter
Татьяна Бадя в LinkedIn
«Тренажерный зал для мозга» ВКонтакте
«Скорочтение и развитие памяти» в Фейсбуке
#ТатьянаБадя

Смотрите программу на видео выше, в YouTube или слушайте аудио в подкасте. Другие выпуски программы «МАРКЕТИНГ И ТЕКСТЫ» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

Транскрибация выпуска:

— Всем привет, друзья! Это «Маркетинг и тексты» – программа о том, как эксперту или бизнесу использовать статьи, книги и публикации для привлечения клиентов. Ее ведущие – Евгений Романенко и Татьяна Бадя. Татьяна, здравствуйте!

— Здравствуйте, Евгений! Здравствуйте, друзья!

— Татьяна Бадя – эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на ТВ. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов — Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др. Редактирует книги с той скоростью, с которой обычные люди их читают.

В предыдущем выпуске, Татьяна, мы с Вами говорили о том, что любой бизнес может порождать тот поток контента, который легко, быстро и изящно (во многих случаях) упаковывается в неограниченное количество нужных, интересных, полезных текстов, цепляющих и привлекающих аудиторию.

Вот возникает задача у нас с Вами, как у людей более левополушарных: мы прекрасно знаем, что тот хаос, который способен выдавать, наверное, каждый человек, не всегда им же структурируется. И возникает роль эдакого третьего лица, я назову его посредником между хаотическим потоком мыслей автора и финальным текстом на листе бумаги или на экране монитора, который читается.

Это – роль редактора, известная Вам. Вы ее прекрасно выполняете в своей жизни, и тысячи текстов уже «причесали». Сами прекрасно знаете, что там на входе, какой хаос там царит, и что в итоге получается на выходе.

Кстати, расскажите, какой хаос на входе царит. Вот насколько люди действительно способны сами себе быть редактором? Или проблема в структурировании информации у большинства авторов?

— У многих есть. Есть две основные проблемы у авторов. Правополушарники, как правило, рождают прекрасные образы, интересные метафоры. Вчера прислали мне посмотреть статью: там метафора на метафоре, как будто бы читаешь такую «густую» художественную литературу. Но за этими метафорами трудно понять, а что автор имеет в виду.

Левополушарники обычно структурированно, четко излагают свои мысли, но очень сухо. И как правило, тяготеют к такому, не то чтобы даже официально-деловому, а больше казенному языку, который сейчас читательской аудитории ну вообще никак. Даже деловые письма, даже договоры уже рекомендуется писать более простыми словами.

Вот эти основные проблемы. И примерно «фифти-фифти» получается среди тех, кто обращается ко мне.

— Ок. Среди «генераторов текста» (назовем так предпринимательскую аудиторию, которая собирается использовать тексты для продвижения) есть как левополушарники, так и правополушарники, каждый из них силен в своем.

Давайте задумаемся: чем может быть редактор полезен и тем и другим? Начнем с левополушарников. Чем редактор может дополнить левополушарника, который кратко по делу, сухо, казенно может выдать текст: «a+b=c»?

— Обычно вот такие тексты похожи на энциклопедию. А энциклопедии и различные словари рекомендуется использовать от бессонницы. То есть, не можете уснуть – открываете энциклопедию, читаете и: «О, нет! Лучше я усну, чем продолжать вот с этим». В текстах левополушарников примерно также.

И человеку из целевой аудитории, как правило, их читать скучно, сложно. Потому что там куча сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, мысли ветвятся. И поскольку человек, обладающий прокачанной логикой (например, дискрет из левополушарников) он прекрасно во всех этих веточках разберется, то для читателя его логика не всегда очевидна.

Поэтому в основном упрощаем, переписываем более простыми словами. В некоторых случаях просто самые длинные, самые сложные слова меняем на синонимы. В других случаях делаем рерайт – то есть, берем авторскую мысль и излагаем ее простыми словами, так чтобы понял любой человек.

— Можно сказать, что текст левополушарника после редактуры от средства для усыпления превратится в живой, понятный, интересный, увлекающий читателя текст, который будет хотеться читать и не будет хотеться спать.

— Да. Как раз сейчас пришла ко мне такая метафора, такой образ, что текст можно сравнить с пирогом. И вот структура, всякие полезности, то что дает нам левополушарность – это тесто. То есть, оно действительно придает форму этому пирогу. Но самое вкусное – это обычно яблочки, какие-нибудь ягодки, шоколад,

— Крем, опять же.

— Или что там любите класть в пирог – это правополушарный хаос. Но хаос очень творческий, очень свежий, очень интересный. Там могут быть примеры, анекдоты, различные истории, необычные аналогии, ассоциации и так далее.

И очень хорошо, когда все это вместе. Потому что попробуйте кушать просто тесто. Я думаю, и Вы, Евгений, сталкивались, и многие другие, когда откусываешь от пирожка, а там начинки все нет. Кусаешь еще – а начинки нет, и уже начинаешь волноваться: «Как же так?!».

Примерно то же самое чувствуют читатели. Они читают текст: вроде бы польза уже какая-то пошла, но скучно-скучно, тянет к другому пирожку.

— Отличная метафора. Подобная есть у Олега Брагинского. Он сравнивает (когда я у него спрашиваю соотношение логики и эмоций, например, в каком-то текстовом контенте) он приводит сравнение с тортом, где логика – это коржи, составляющие основу, а эмоции – это крем. Если крем передозировать, он попрет из всех щелей и есть будет невозможно. Но опять же торт из одних коржей состоящий тоже неудобоварим. Так что где-то мы с метафорами сходимся.

Отлично. А правополушарник, у которого хаос, никакой структуры – чем ему здесь может крайне полезен оказаться редактор? Есть вот такие виды бизнеса, кстати, эмоциональные, где вот без эмоций этого предпринимателя нельзя. Там вот просто, когда встречаешься с таким предпринимателем и все там фонтанирует, думаешь: «Господи, где ж у тебя структура-то?». А вот нет у него этой структуры. Как у него бизнес этот – непонятно. Вот чем такому человеку, решившему написать тексты, может помочь редактор?

— Таким харизматикам, которые организуют праздники…

— Да-да-да, где эмоционально насыщенные виды бизнеса.

— Да. Что-то связанное с шоу-бизнесом на себя берут или картины, например, рисуют и обучают других людей рисованию. Таким людям рекомендуется понять, что вот такое вот все оно плохо усваивается и вообще плохо передается в текст.

— Там оно не переносится вообще на бумагу, на самом деле. Там написать физически ничего нельзя, там даже кирпичей нет, из которых эту стену текстовую можно выложить.

— Да, это будет просто набор слов, куча восклицательных знаков: «Замечательно! Шедеврально! Прекрасно! Поделюсь!».

— И один абзац всего – и там ух! Один абзац – все, мысль закончилась на этом.

— Да. И поэтому такие люди они, как правило, экстраверты. Они очень здорово говорят, выступают, любят это делать, любят переговоры, могут подружиться с любым человеком. Но при этом они совсем не пишут.

— Они даже сесть за чистый лист бумаги-то не смогут. Потому что им сразу это наскучит в момент открытия клавиатуры или взятия листа бумаги с ручкой: «Но это же скучный белый лист! Чего структуру выдумывать: «Ай, давайте лучше мы сейчас тут зажгем вот».

— Да, да. И некоторые из них пробуют продвигаться через YouTube и только через YouTube. Но даже к YouTube желательно прикладывать текст. Или какой-нибудь подарочек, который смогут скачать ваши поклонники или ваши клиенты. Например, чек-лист того, как организовать праздник – это уже структурирование.

Потому что далеко на эмоциях не уедешь. Столкнешься с реальной действительностью и окажется, что нужен какой-то алгоритм: «Делай раз, делай два, делай три». А во всем вот этом он не читается.

— Итак, резюмируем. Если любому хаосу, выдаваемому правополушарным эмоциональным человеком, редактор поможет придать структуру (а она есть всегда). Всегда можно придать чему-то структуру, даже если кажется, что ее здесь нет, ее в конце концов можно придумать.

Получается, что редактор – незаменимый партнер как для левополушарного автора, так и для правополушарного автора. Верный вывод?

— Да.

— Возникает следующий вопрос. Если мы понимаем, что есть бизнес, который способен генерировать тексты и материал для текстов, и любому совершенно генератору может помочь редактор, не появляется ли здесь такая незримая роль (назову его так) «бизнес-редактора» – мини-редколлегия, которая способна образоваться в любом (подчеркиваю, в любом) бизнесе и выдавать на-гора ежедневно нужный контент, прогоняя тот хаос через голову редактора?

Причем это может быть, как штатная единица совершенно – в крупных компаниях есть пресс-службы. А для мелкого бизнеса это может быть какой-то аутсорсинговый редактор, который две-три статьи в неделю вполне может для этого бизнеса генерить на его блоге, поговорив с его владельцем. Так?

— Да, так. И к сожалению, большинство бизнесменов и экспертов этого не понимают и стараются сделать все своими руками. А когда не получается, откладывают и говорят: «Не, не пойдет».

— Вот эта склонность к деланию своими руками она с одной стороны привита нам нашим образом жизни, нашими культурными вещами, есть в ней что-то конечно. Но здесь включается мой внутренний экономист, который говорит: «Ребята, благосостояние человечества стало возможным из-за того, что называется «division of labor» или «разделение труда»: вы делаете то, на что вы лучше всего заточены.

Если у вас не получается писать, а писать вам надо – не надо делать из себя писателя. Вы можете просто поговорить, вы можете выдать этот контент. Если вы левополушарник – выдайте как можете. Если вы правополушарник – выдайте его вот так вот «Ах!». Но выдайте его в адрес того человека, который сумеет это все «взять на карандаш», обработать и сделать все в виде какой-то единицы текста: твита, статьи для блога, статьи для журнала. Так получается?

— Так.

— Ну что же, вот мы с Вами открываем – подведу сейчас на этом этапе некое резюме. Значит, любой бизнес способен генерировать текстовый контент – это очевидно. Вне зависимости от того, является автор этого контента прирожденным писателем или он вообще не является писателем, но он просто является носителем знаний каких-то на эту тему.

Он может выдав эти знания в виде слов, букв, голоса, выдав его в адрес человека который выполняет функцию редактора через… Вот представьте мясорубку: вот мы в нее вот это вот мясо кусками засовываем как есть, а на выходе получается такой гомогенный фарш: понятный, предсказуемый, из которого лепятся четкие, понятные котлеты, которые мы съедаем и «облизываем пальчики».

Вот редактор – это та самая мясорубка, которая из вашего вот этого вот хаоса мясного создаст структурированный. Там будут и вот эти ниточки мяса, и жирка соответственно (там жир между мясом) – то есть, он сделает правильный нужный фарш. Еще и добавит может быть того, чего вы и не догадаетесь: там хлеба размятого, или лука, чего обычно добавляют.

Очень приятно, да, от вегетарианца это все слышать?

— Я постеснялась сказать об этом в эфире.

— То есть, вот механика написания текста в любом бизнесе – это просто желание это делать и наличие этого самого редактора. Возникает вопрос: а где же этого редактора взять? Не создавать же редакцию в своем бизнесе самому. Где его найти, Татьяна?

— Самые крупные компании, как правило, нанимают в штат. Они берут профессионального редактора либо корректора в зависимости от своих целей. И он у них работает, читает, вычитывает. Либо если это будет контент-менеджер, например, то и сам пишет материалы. В том числе и ему приносят почитать на понимабельность и на наличие ошибок важные деловые письма, контракты и так далее. То есть, не только юристу показывают, но и корректору либо редактору.

Если компания не настолько большая, не настолько крутая, чтобы вот такого отдельного сотрудника нанять, то либо навешивают эти функции на кого-то из имеющихся сотрудников – как правило, того кому интересно работать с текстами. Или может даже не интересно, но у него получается лучше, чем у окружающих – такое тоже бывает.

Это с одной стороны хорошо, потому что можно не искать кого-то на стороне. С другой стороны, это часто приводит к тому, что человек просто слишком перегружается и начинает уже косячить либо в редакторской работе (или другой связанной с текстом), либо в своих основных обязанностях.

И наконец третий вариант – это аутсорсинг. Им пользуются, как совсем небольшие компании (индивидуальные предприниматели, эксперты, которые работают в одиночку или с небольшим количеством сотрудников), и также более крупные тоже ищут себе агентство или отдельного человека, которому можно передать всю эту бумажную работу.

— Кстати, давайте проведем водораздел между понятиями «контент-менеджер», роль которого в общем-то осознается все большим и большим количеством малых бизнесов (особенно учреждаемых молодыми предпринимателями, у которых соцсети – это их привычная стихия), и понятием «редактор». Это одно и то же или где вот эти вот понятия пересекаются?

— Мы с нашим маркетологом недавно проводили исследования, смотрели вакансии и поняли, что работодатели смешивают эти понятия. То есть, они могут искать либо копирайтера, либо редактора, либо контент-менеджера. Но как правило это сводится к тому, что человек должен уметь делать все: и выкладывать на сайт, и владеть HTML, и писать отличные тексты, и проверять за другими. Но это как правило разбивается о суровую реальность.

А реальность заключается в том, что все-таки люди делятся на два типа: на авторов (сюда и копирайтеры пойдут и кто угодно: авторы книг, авторы песен-стихов и прочие) и на редакторов. Редакторы работают уже с каким-то исходником. Либо кто-то написал статью и редактор ее улучшает (она уже хороша, но редактор ее делает блестящей), либо ему дают, например, расшифровку, когда первое лицо компании или кто-то из ключевых сотрудников-звезд наговорил на диктофон умные мысли, и редактор уже это переводит в удобоваримый для читателя вид.

Но в любом случае это работа другая. Одно дело – написать, другое дело – отредактировать. И, например, среди редакторов, с которыми работаю я, большинство не слишком хорошо пишут сами. То есть, они лучше редактируют даже самый убогий текст, но когда самим приходится написать – уже не очень.

— Правильно я понимаю, что бизнес, когда озадачивается наймом контент-менеджера, он подсознательно соединяет в своей голове вот эти вот две ипостаси, две роли (которые действительно разные), автора и редактора, и хочет найти человека-универсала, который будет и автором (сумеет этот контент рожать), и редактором, который сумеет его «причесывать»? А дальше еще и…

— Дизайнера.

— Который будет и выкладчиком, и администратором, дизайнером… Вот до него не было контента в бизнесе, а после него контент должен появиться, причем в профессиональном виде. Вот так ведь рассуждает тот незадачливый предприниматель, который хочет такого человека найти. А это задача неразрешимая. Верно?

— Практически. Очень мало, буквально единицы и пишут, и редактируют. И то им приходится перевоплощаться. То есть: «Сейчас я пишу, сейчас я – автор, сейчас я – генератор идей. А редактировать буду потом».

— Вспоминается анекдот про сороконожку, которую спросили: «Как же ты ходишь на сорока ногах?». Вот я сейчас чувствую себя такой сороконожкой, потому что как же я получается написал несколько десятков статей в журналы, будучи одновременно и тем и другим. Ну видимо как-то эти компетенции удалось развить. Ну да ладно.

Получается, что бизнесу нужно искать эдакого редактора, подразумевая что авторы контента они в бизнесе уже есть. Ведь предприниматель, сам хозяин – он же может быть автором, он может хоть каждый день давать интервью про разные аспекты своего бизнеса. Сотрудники могут быть этими самыми авторами – они могут рассказывать про то, как они удовлетворяют клиентов.

А этому редактору остается брать этот контент, писать, зафиксировать на диктофон и скидывать редактору, и тот из него сделает все… То есть, он должен быть все-таки больше такой редакторской компетенции этот человек.

— Да, да. И когда бизнес или предприниматель, эксперт ищет именно автора, то как правило, это заканчивается очень плохо, потому что у автора собственные идеи. И он через ваши тексты за ваши деньги будет транслировать свои идеи, которые могут совсем не совпадать с вашими. И найти здесь общий язык, найти баланс крайне тяжело.

А редактор что – он берет вашу идею, он ее не критикует. Если он совершенно не согласен, он скорее всего изначально не согласится с вами сотрудничать. Как вот вчера ко мне обратились – я ответила отказом, потому что с текстами определенной тематики я не хочу работать. И редактор если уже согласился с вами работать, то он на вашей стороне, он не будет искажать идеи, и напротив он будет их в какой-то степени разжевывать для аудитории.

— То есть, редактор еще и не будет тем самым внутренним критиком и привносить отсебятину. Правильно я услышал? Да, он будет просто выполнять свою работу по приведению текста в удобоваримый, читаемый вид вне зависимости от его содержания. Даже если ваш бизнес — это производство каких-нибудь упряжек для лошадей, а редактор вообще человек от космической индустрии. Не будет конфликта между мировоззрениями?

— Нет.

— Отлично. Итак, резюмирую технологию. Облегчим сейчас жизнь огромному количеству предпринимателей – вам не нужен автор, автор у вас уже есть. Это как минимум – вы сами, как максимум – ваши сотрудники. Да ваши клиенты могут быть авторами! Вот вам три категории на вскидку я называю: вы, ваши сотрудники и ваши клиенты, и ваши партнеры туда же.

Вот четыре типа генераторов контента, которые могут писать, говорить, на видео снимать. Вам нужен человек, который все это дело будет у них регулярно механически вынимать из вас путем того же интервью и делать из него нужный тип контента, в данном случае текстовый. Причем этот человек может работать на аутсорсинге удаленно, никаких сложностей в этом нет. Вот такой вот простой рецепт создания текстов на регулярной основе в бизнесе. Верно, Татьяна?

— Да, абсолютно.

— Потрясающе. Сколько умных мыслей рождается, когда два неглупых человека начинают между собой разговаривать. Я поражаюсь мощности и в этом плане инсайтовой силе наших с вами дел. Ну что же вот такие вам рецепты, уважаемые наши предприниматели – берите и делайте. Вы – уже авторы. А редакторы – вы увидите их на своих экранах или услышите в своих наушниках.

Будем завершать наш сегодняшний выпуск программы «Маркетинг и тексты», где мы говорим о том, как эксперту или бизнесу использовать статьи, книги и публикации для привлечения клиентов.

Роль редактора, надеюсь мы разобрали. И у вас, надеюсь, не осталось сомнений о том, что он нужен бизнесу. Ну а если остались сомнения, свяжитесь со мной или с Татьяной – и развеем их окончательно.

Татьяна Бадя и Евгений Романенко были с вами. Лайк, комментарий, смотрите нас на TetraSales.ru, в YouTube и podster.fm. #ТатьянаБадя и #tetrasales вам в помощь в поиске информации в Интернете.

На сегодня все, оставайтесь с нами. Пишите хорошие тексты, радуйте Интернет и офлайновые средства информацией о той пользе, которую ваш бизнес несет в мир. Помните, что о вас должны знать. А текст в читающей стране – это по-прежнему тот способ донесения информации, который доступен любому без исключения бизнесу.

Всем спасибо, до новых встреч. Всем пока-пока.

— До свидания!

About The Author
- основатель и ведущий.