Откуда берется процентная ставка

Экономическую деятельность человека можно свести к созданию, распределению и потреблению благ. Блага, которые потребляются, не берутся ниоткуда. Сначала необходимо их произвести. Произведенные блага могут быть либо потреблены, либо снова инвестированы для производства большего количества разнообразных благ во больших объемах. Блага, которые потреблены, не могут быть инвестированы, и наоборот. Чтобы инвестиции сделались возможными, необходимо отказаться от потребления части имеющихся благ во имя большего их количества в будущем. Это называется «сбережение».

Иногда сбережением называют накопление остатков благ без их инвестирования, что является просто отложенным потреблением. Нас же будут интересовать сбережения в экономическом смысле. Это сознательный отказ от потребления части благ с целью их инвестирования для получения большего объема благ в будущем. Только такие сбережения являются источником капитала для инвестиций, осознанно сформированным человеком.

Любое сбережение в конечном счете преследует цель потребления. Вопрос только, в какой временной перспективе. Поэтому сбережений «ради сбережений» в экономике не существует. Случай Плюшкина оставим психологам. Но только до момента его смерти, после чего его наследники восстановят общую экономическую картину. Отложенное потребление не приводит к увеличению потребления. Для этого необходимо реальное инвестирование сбережений.

Соотношение между потреблением и сбережением (точнее, между склонностями к тому и к другому) есть интересная вещь. Ее совершенно не понимают экономические неграмотные псевдо-эксперты и политики. Сколько потребить, а сколько сберечь, есть индивидуальный выбор каждого человека. В экономической теории австрийской школы это называется «временным предпочтением». Его значение очень важно для экономики. Это та сила, с которой бороться так же бессмысленно, как с земным тяготением.

Главный закон временного предпочтения: некоторое количество блага сейчас всегда ценится выше, чем это же количество блага потом. Эта оценка субъективна у каждого человека.

Об экономической развитости обществ можно судить по временному предпочтению в нем. То есть насколько его члены предпочитают удовлетворение потребностей «сейчас» осознанному его сокращению во имя более разнообразного и в большем объеме удовлетворения потребностей «потом». Именно поэтому существуют дикари в лесах Амазонии, которые съедают тот скудный запас, что добывают ежедневно примитивным способом. И развитая цивилизация, в которой американский фермер с помощью оборудования и технологий производит за сезон объем зерна, способный накормить сотню тысяч дикарей.

Большая ценность блага «сейчас», чем блага «потом», приводит к тому, что человек готов отказаться от некоторого количества блага «сейчас» только взамен на большее количество этого же блага «потом». Эта разница и есть процент. Понимание этой вещи делает несостоятельными любые атаки на процент как на «ростовщический грабеж», свойственные некоторым системам мировоззрений. Именно процент на капитал стимулирует отказ от части потребления и сбережения благ для инвестирования. Процент есть следствие временного предпочтения.

Представим на секунду, что временное предпочтение, а с ним и процент, отсутствуют. Это означает, что все добываемые блага потребляются в полном объеме. Нет сбережений, следовательно, и инвестиций.  Блага добываются в количествах, не превышающих возможности физического труда «голыми руками». В таком случае человечество по-прежнему находилось бы в состоянии дикарей, съедающих все, что поймали и собрали за день «голыми руками». И воевало бы друг с другом за крайне скудные запасы благ. Именно так и было всего несколько тысяч лет назад.

Поэтому критики процента – это критики здравого смысла и логики человеческой деятельности. Величина процента является важнейшим экономическим индикатором. Она показывает, насколько люди более склонны отказываться от потребления «сейчас» во имя большего потребления «потом». Можно рассматривать ее как компенсацию за отказ от немедленного потребления.

Чем выше склонность к потреблению, то есть чем меньше люди хотят сберегать, тем выше ставка процента. Однако платой за это является недостаточное количество капитала для инвестиций. И, как следствие, скудные объемы производства благ. Экономически развитые люди осознают, что для того, чтобы больше производить, надо больше сберегать и инвестировать. Поэтому они увеличивают уровень сбережений и предлагают их на рынке капитала. Процентная ставка снижается.

Можно считать величину процентной ставки ценой капитала. Однако ее смысл более фундаментальный. В неискаженной экономике она показывает, какое количество капитала, которое можно инвестировать в производство больших объемов будущих благ, в экономике сбережено. И, что самое важное, что этого капитала достаточно, чтобы завершить начатые инвестиции.

Процентная ставка похожа на стрелку манометра, который беспристрастно показывает давление в паровом котле. Если кому-то это давление покажется слишком высоким, попытка его «понизить», подправив пальцем стрелку в нужную сторону, любым нормальным человеком будет сочтена опасной. Такой «понижатель» сразу будет отстранен от котла подальше, чтобы все не «взлетело на воздух».

Однако, несмотря на очевидную абсурдность и опасность такого подхода, именно так и поступают с процентной ставкой в экономике.

Смотрите подкаст на видео выше, на YouTube или слушайте аудио в подкасте.  Другие выпуски подкаста «АНТИЭКОНОМИКС» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

About The Author
- основатель и ведущий.