Как писать статьи и книги, не имея навыков и времени

Гость программы — Татьяна Бадя, эксперт по эффективной работе с информацией, писательница и редактор. Говорим о том, как разрешить себе быть экспертом, как иметь свои статьи, мини-книги и книги, не имея навыков написания текстов или времени на это, и как книга может дополнить маркетинг:

  • как Татьяна Бадя развила навыки эффективной работы с информацией;
  • действительно ли авторы статей и книг умеют писать;
  • авторы-логики и авторы-эмоционалы;
  • навыки приема и выдачи информации;
  • типичные проблемы впитывания информации;
  • типичные проблемы выдачи информации;
  • почему самиздат не хуже, а порой и лучше издательства;
  • офлайн/онлайн бизнес — бумажная/электронная книга;
  • как была написана книга «Коучинг по-русски» Института Коучинга в СПб;
  • статьи и мини-книги: еще проще, чем книга;
  • как наделать статей на год вперед, записывая подкаст;
  • свои аудио-статьи и аудио-книги;
  • с какими авторами работала Татьяна Бадя;
  • бумажная книга как инструмент маркетинга компании;
  • нужна ли своя книга риэлтору, основателю клуба, колл-центра или центра развития детей;
  • как будущему автору выйти на издательства и СМИ.

Татьяна Бадя в Интернете
Татьяна Бадя ВКонтакте
Татьяна Бадя в Фейсбуке
Татьяна Бадя в YouTube
Татьяна Бадя в Twitter
Татьяна Бадя в LinkedIn
«Тренажерный зал для мозга» ВКонтакте
«Скорочтение и развитие памяти» в Фейсбуке
#ТатьянаБадя

Смотрите программу на видео выше, на YouTube или слушайте аудио в подкасте. Хотите узнать подробно о том, как писать статьи и книги, даже не имея соответствующих навыков и времени? Смотрите и слушайте подкаст «СТАТЬИ И КНИГИ» с Татьяной Бадя!

Другие выпуски программы «ИНТЕРВЬЮ С ЭКСПЕРТОМ» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

Хотите иметь свои статьи, мини-книги, бумажную или аудио-книгу, и никак не можете начать, потому что одолевают сомнения, нет навыков написания текстов или времени на это? Свяжитесь с Татьяной Бадя, назовите промо-код tetrasales и получите 30-минутную консультацию, которая поможет сдвинуть дело с «мертвой точки».

Транскрибация выпуска:

— Всем привет, друзья, в эфире девятый выпуск программы «Рентген для эксперта». Я Евгений Романенко, сайт tetrasales.ru. Каждый из нас в чем-то да эксперт, ровно потому, что разбирается в этих областях лучше других, и может помочь другим в этих областях. Но вот как проверить, а эксперт ли человек? На мой взгляд, лучший способ – это задавать ему вопросы и слушать ответы. Поэтому я приглашаю в свою программу экспертов, задаю им вопросы, а вы смотрите, слушаете, и делаете вывод, чем эксперт может быть вам полезен. И сегодня с огромной гордостью я представляю вам свою очередную гостью, человека, которого я знаю уже несколько лет, сначала заочно, а потом и очно. Это эксперт по эффективной работе с информацией Татьяна Бадя. Татьяна, здравствуйте.

— Здравствуйте, Евгений, здравствуйте, друзья.

— Татьяна, очень рад, спасибо, что согласились принять участие в программе «Рентген для эксперта». И первый вопрос, по традиции, немножко каверзный, но мой самый любимый. Есть такая поговорка, и вы, как человек, разбирающийся в психологии не по-детски, может быть, ее слышали. Любой бизнес есть проекция неврозов его первого лица. Итак, почему Татьяна Бадя – эксперт по эффективной работе с информацией, а не врач, учитель, педагог, или представитель другой уважаемой женской профессии?

— Ну, можно отшутиться и процитировать фразу, которую мы в школьные годы и в институте часто использовали, когда с умным видом говорили: «Ну, так сложилось исторически». Ну а можно ответить подробно, привлекая нашу с вами любимую психологию. Тут уж выбирайте. Но это может затянуться.

— Что такого в жизни вы осознали, а я знаю, что что-то такое вы осознали, с чем столкнулись в детские годы чудесные, на что вам, может быть, указали взрослые, и сказали «Ну, ничего у вас не выйдет!» А вы сказали: «Нет, выйдет!» И из этого родилось то, что сейчас получилось.

— Ну вот, вы в две фразы уложили то, о чем я собиралась полчаса вещать. На самом деле не так давно я побеседовала с интересным питерцем, у вас в Питере много таких людей, это Вячеслав Юнев. Может быть, знаете, это системно-векторная психология, очень он продвигает это направление, и не только его, и бизнес в целом. И была с ним индивидуальная консультация, где он разложил по полочкам, почему я занимаюсь именно этой сферой, и почему многие люди уходят именно в сферу умственную. Либо это наука, либо это бизнес, но бизнес не в стиле «Магазин на диване», а в стиле скорее технологий, циферок, различных формул, и так далее.

На самом деле довольно печально, то есть в идеале родители принимают своего ребенка таким, каков он есть, то есть умный, глупый, красивый, некрасивый, неважно. Но очень часто получается так, что родители чего- то от нас хотят, ну например, чтобы маленькая Танечка была отличницей, а не занималась бизнесом, настолько, насколько может ребенок это себе представить. Или чтобы маленький Петенька шел в спорт и там добивался серьезных результатов, а не, например, пел песни Филиппа Киркорова, хотя он в это вкладывает всю свою душу.

Короче, родители не принимают, ребенок думает, ну как же ему выжить вот в этой ситуации, в итоге принимает правила игры взрослых, и решает самоутверждаться именно через умственное ментальное развитие. И очень часто в процессе страдают эмоции, то, что вы сейчас видите мои эмоции, это уже следствие того, что я во взрослом возрасте над собой поработала. Потому что раньше был бы вот такой «Покер Фэйс», без эмоций, без желания показать то, что есть внутри, что ты чувствуешь, и без понимания этого. Вот, также у этих умных детишек, а потом и взрослых, часто бывают трудности на уровне тела, то есть за телом они обычно не очень следят, и вплоть до смешного получается.

Вот я, например, до сих пор не люблю и не умею готовить. Хотя, вроде бы, уже надо было научиться, но вот нет, с детства тянется. И у многих точно так же получается. Может быть, готовка в порядке, но, например, со спортом не дружат, и физически двигаться не очень хотят. Поэтому часто бывает, что наша умные коллеги, они такие, в стиле Анатолия Вассермана, то есть реально все ушло в ум. И также у таких повзрослевших детей бывают трудности с достижением целей, потому что быть умным – это не значит быть успешным, эффективным в достижении целей. Вот так вот.

Так что то, что я выбрала такую область, это действительно, на самом деле продолжение невроза, или внутреннего конфликта, как это называет Юнев и некоторые другие психологи. Здесь вы абсолютно правы. Но с другой стороны, могло бы быть и хуже. Например, могла бы я остаться в науке, сидеть в институте, стучать указкой на студентов, а в итоге занимаюсь делом, как мне кажется, более массовым, и более полезным.

— Вы работаете с большим количеством людей, и уже не понаслышке знаете, что частенько скрывается за фамилией автора книг, которые лежат на книжных полках. И что греха таить, вы часто за этих авторов эти книги и пишете. Будем без фамилий, но как минимум первооснову книги вы за них создаете, а часто и книгу. И знаете, что там на самом деле в головах. Вопрос у меня следующий – а какова там реальная картина? Ведь когда человек берет книгу этого автора и читает его фамилию, ему кажется – вот, какой он гений, написал книгу. А вы этого человека знаете в реальной жизни. У многих ли людей проблема именно с эффективной обработкой информации, у именитых авторов? Вообще, умеют ли они читать и писать, и мысли излагать, честно говоря?

— Честно говоря, не все. Среди них есть люди, которые, например, умеют здорово говорить. Они говорят, могут внятно излагать свои мысли, и это уже очень большой плюс. Потому что я думаю, что и вы уже, как очень опытный интервьюер, встречались с таким, что у некоторых не получается связать и 2- 3 слова в осмысленное предложение. Бывает при этом так, что человек говорит очень хорошо, но как только начинает писать, то все, мысли кончились, так называемый страх белого листа, и как же, ну, не получится.

И опять же, к нашей с вами любимой психологии, часто это идет из детства. То есть учительница по русскому языку и литературе была, скажем так, стервочкой, или невзлюбила какого-то отдельного ученика, и говорила ему, что он не может, или что он пишет не так, и вот он это привнес в свою взрослую жизнь. Но при этом есть, кстати, и довольно много авторов, причем тех, о ком, может быть, не скажешь, что человек прирожденный писатель. Но при этом они излагают на бумаге основу своей книги, и просят меня подобрать примеры, или более симпатично все это оформить, привести их довольно сухую и скупую речь в соответствие с тем, что должно стоять на книжной полке и быть бестселлером. Так что авторы бывают разные.

— С кем вам больше нравится работать, с людьми с высокой логикой, или с высокой эмоцией? В первом случае здесь вам может импонировать то, что вы с ним на одном уровне, во втором случае вы можете по-хорошему хотеть оказаться на их месте. Это я уже сейчас к вашему психотипу, поскольку он мне известен. Или вам все равно, и вы можете из любого человека сделать визуально привлекательного автора, хотя бы на уровне книги с его фамилией на обложке?

— Здесь тоже можно по-разному на это смотреть. По-человечески мне, может быть, приятно общаться с этиками, или с людьми с высокой эмоцией, как вы их называете по вашей классификации. Потому что они, как правило, довольно приятны в общении, они больше подстраиваются, и я могу больше быть собой, и меньше думать о том, чтобы как-то вывести человека на диалог.

В то время как человек, который до мозга костей логик, особенно по тому сценарию, который я описала, то есть это не нечто, выработанное с годами, а все-таки полученное в глубоком детстве, то с ним может быть тяжеловато. Потому что такие люди, как правило, в общении не очень удобны. И здесь получается, что я работаю больше переговорщиком, больше психологом, и в меньшей степени редактором.

С первой категорией, то есть с теми, кто эмоциональный, добрый, кто будет потом меня всю жизнь поздравлять с Новым годом, и даже, может быть, запомнит мой День рождения, и будет куча смайликов в письмах. Но он будет забывать присылать материалы, и напишет там сплошные эмоции, а когда мы уберем эти эмоции, то окажется, что мысль-то уже и не свежая, которая за ними припряталась. И уже Глеб Архангельский об этом в своих книгах написал, а этот автор, он вроде как позаимствовал, на самом- то деле, а не сам придумал.

То есть здесь трудности уже могут быть не столько на уровне межличностного общения, сколько на уровне общения редактор-автор или писатель, если я пишу с нуля эту книгу, и автор официальный, то есть автор идеи, можно так сказать.

Изредка бывает, что у человека сбалансированы его психические функции, и в этом случае я стараюсь с этим человеком подружиться, и в плане бизнеса, и может быть, не только в плане бизнеса. Потому что таких людей крайне-крайне мало. Чтобы с ними и общаться можно было хорошо и спокойно, без лишних нервов, и при этом чтобы и продукт тоже получался на уровне.

— Ну что же, дабы у наших зрителей не сложилось понимание, что Татьяна Бадя – это редактор книг, хотя компетенции ее, на самом деле, гораздо шире, давайте введем их в курс дела. Из известных мне ваших компетенций в понятие эффективной работы с информацией, кои мы с вами вырабатывали перед записью программы, включается как минимум область скорочтения, область работы с памятью «Эффективная память», и разнообразная обработка текстового контента в самых разных вариациях, от статей до полноценных бумажных книг. У меня вот такой образ Татьяны Бадя в голове сложился. Где я здесь ошибаюсь, чего я недосказал, и чем эту картину обязательно нужно дополнить. И что вообще включает в себя понятие «Эффективная работа с информацией» в вашей системе мировоззрения?

— Все верно сказали, давайте, может быть, уточним эту картину для тех, кто впервые.

— По каждой области, да, расскажите, в чем ваши компетенции проявляются.

— Представьте себе человечка, можно даже просто смотреть на экран, я так понимаю, что там я сейчас отображаюсь. Вот есть человечек. И он в каждую минуту своей жизни окружен информационным потоком. И поскольку, даже если мы живем вдали от людей, даже если убежали на самую высокую гору и спрятались там, то все равно у нас есть Интернет, и все равно у нас есть каналы коммуникации.

И для того, чтобы быть эффективным в работе с информацией, нам надо устаканить два потока. Визуально можно представить себе это как входящий поток информации, и для того, чтобы информацию из окружающей действительности получать эффективно, нужно это делать быстро, то есть здесь пригодится скорочтение, внимательно, потому что если наше внимание находится на чем-то другом, то информация пройдет мимо наших ушей и нашего сознания. Также нужна, конечно же, память, для того чтобы в нужный момент вспомнить ту важную информацию, которую мы получили. А также здесь понадобиться умение обрабатывать информацию, анализировать, включать логику, отсекать ненужное, выбирать нужное, и так далее. Ну, в целом, как минимум скорочтение, внимание, и развитая память нам нужны.

Дальше, если бы мы копили информацию в себе и никуда ее дальше не передавали, мы бы, наверное, уже взорвались бы в прямом или в переносном смысле. Поэтому у нас есть еще один канал, это передача информации. И здесь что нам важно, это уметь информацию качественно передавать устно, как мы с вами сейчас, например, общаемся, и письменно. Письменно – это может происходить в самых разнообразных форматах, как вы правильно сказали, это может быть деловая переписка, могут быть какие-то философские эссе, или статьи в блоге. Это могут быть статьи в СМИ, в интернет- изданиях, может быть мини-книга, электронная книга, большая книга, серия книг, серия мини-книг, и так далее.

— Ну что же, получается, что человек, варясь в этом поле информации, а этого никто из нас, надеюсь, отрицать не возьмется в современном мире, представляет собой такую задачку из учебников математики с бассейном. В который вы из одной трубы наливаете информацию, плюс он может варьироваться, из каких кранов что наливается, слава богу, мы можем поставить заглушки соответствующие. Впитывает эту информацию, какую хочет, ну и, как вы правильно сказали, если он будет только впитывать, он наполнится и взорвется, я называю это состояние «беременностью информацией», то есть нужен выход.

Если человек в какой-то момент своей жизни осознает, что он много чего знает, и может нести информацию другим, он понимает, что он стал в чем-то экспертом, но не все попадают ко мне в программу «Рентген для эксперта», но некоторые попадают. И если уж попадают, значит, уже точно в этом состоянии человек находится, можно гарантировать. И ему надо информацию эту выдавать. Выдавать ее можно в трех видах, в виде текстов, аудио и видео, а можно еще говорить публично, то есть формы выдачи разные. И вот там уже начинается разнообразное структурирование информации, и людей, которые хотят это делать, их немало. И вы с такими имеете дело, они являются вашими клиентами. По вашей практике, какие проблемы возникают на приеме информации, и какие проблемы типичные возникают на выдаче информации. Вот про эти два больших куска давайте порассуждаем.

— Прием информации. Здесь то, о чем вы сказали, действительно имеет место быть. Человек принимает, принимает, а потом еще принимает. То есть он не решается доносить свою информацию до других людей. И здесь начинаются всевозможные отмазки, оправдания, что вот я слышал, что где-то там на Филиппинах появилась новая концепция, я должен до нее дотянуться, пока я о ней не узнаю, я не имею права людям рассказывать то, что я уже знаю. Хотя на самом деле этот человек уже величайший эксперт в своей теме.

— Это синдром, можно его назвать, перфекционизма в знаниях, или неуверенности в том, что я эксперт.

— Это имеет свои названия в психологии, в частности, в системно-векторной психологии. Человек с определенным вектором, с аналитическим преобладающим мышлением обычно так себя ведет. Я отношу это обычно к перфекционизму, потому что перфекционист – он всегда старается подстелить соломку, прежде чем начать действовать. Хотя иногда лучший вариант – это кавалерийский наскок, то есть пойти, сделать, а потом уже, вот второй итерации, во втором проходе исправить, если что-то не так.

— А какой главный страх здесь ему мешает, чтобы начать выдавать информацию, мешает ему начать себя считать экспертом, хотя он таковым является по мнению большинства окружающих, и они ему об этом талдычат с утра до вечера? Какой главный страх мешает этому эксперту, который бесконечно наполняет голову информацией и не решается ее выдавать, мешает ему признать себя экспертом, и дать себе право учить людей и их просвещать?

— Я думаю, что глубинный страх облажаться, именно так. Можно было сказать еще грубее, но пощадим уши наших слушателей. Именно так, и с этим надо работать.

— То есть если вам говорят ваши окружающие, что да, вы в этом разбираетесь, но не чувствуете это сами, значит, да, это так и есть. Вам нужна индульгенция, то есть право называться экспертом, и мы с Татьяной вам это право и даем, если кто-то должен вас посвятить в рыцари.

— Более того, считается, что такого плана желания, они все-таки идут от природы, то есть это не навязанное СМИ, а именно то, что идет из глубины души, из глубины самого человека. Потому что придумать кому-то, что человек захотел бы стать экспертом по, например, как у вас выступала коллега, эксперт по специальной одежде.

— Да, Мария Корж, эксперт по спецодежде.

— Да, спецодежда, вот кому в здравом уме придет на ум захотеть стать экспертом в этой области, если он там не эксперт?

— Да, можно только стать, оказавшись там, и поняв, что ты в ней начинаешь разбираться настолько, что ты можешь себя так назвать. Но никто не будет говорить – я мечтаю стать экспертом по спецодежде или экспертом, там, по мебели. Но так получается.

— То же самое и с моими темами. Стать экспертом по созданию книг под ключ. Можно этого хотеть, но все-таки в основном хотят люди чего-то другого. Может быть, не совсем навязано СМИ, хотя успех Джорджа Мартина и прочих серийных писателей показывает, что это весьма прибыльное дело, и люди, скорее, захотят стать вторым Мартином, третьей Донцовой, и так далее, чем экспертом по написанию книг за других людей. То же самое и с другими узкими темами.

Поэтому, если у вас есть внутри желание, если вы чувствуете, что мне бы хотелось, я еще не до конца в себе уверен, но меня почему-то тянет в эту область, то, скорее всего, просто надо отбросить шелуху, отбросить эти дурацкие страхи и идти делать. И скорее всего, окажется, что там не так уже много желающих стать экспертами в этой теме, и вы будете, скорее всего, не в полном одиночестве, но с парой-тройкой таких же безумцев в хорошем смысле слова, которые стали экспертами в такой интересной теме.

— Да, это, пожалуй, главная проблема, разрешить себе быть экспертом. Вот на выходе информации, здесь проблем все-таки побольше. Когда человек садится за перо, или пытается записать видео, тут он начинает что-то понимать. Что информация в голове – это одно, а вот донести ее в виде какого-то удобоваримого, нравящегося, воспринимаемого людьми контента – это совсем другая задача. И сколько здесь печальных глаз вы обнаруживали, люди разочаровывались, и бросали после первой попытки, либо даже не начинали от страха непризнания? Что здесь можно рассказать про это?

— Много всего можно рассказать: и печальные истории, и забавные истории. Даже один мой западный коллега, журналист, написал об этом интересную статью, что очень принято во всяких нью-йоркских тусовках приходить, распивать коктейли и всем рассказывать, что я пишу свой роман. Или я пишу свою книгу. Там все-таки о художественной литературе больше шла речь, но тем не менее.

Я тоже очень много таких людей встречала, спрашивала, чем он по жизни занимается, и мне отвечали, что «Я пишу книгу» и он ее пишет 5 лет, 10, 20 лет, и готова поспорить на крупную сумму дензнаков, что все- таки не допишет, не дойдет до конца. На фоне этого гораздо приятнее иметь дело с людьми, которые к книгам подходят утилитарно, то есть они понимают, что книга – это определенный продукт. И они отдают себе отчет, что я в состоянии написать сам книгу от и до, но мне нужен редактор. Для того чтобы все это было более красиво, более приятно было потом читать, держать в руках, в глазах, и так далее.

Либо человек понимает, что у него куча идей, но они скачут, одна вправо, другая влево, третья вообще неуловимая, и за ней не угнаться. И соответственно, нужен человек, который все это сможет структурировать. Не просто отредактировать, поставить запятые, разнообразить лексику и так далее, заменить слово «вещь» и «момент» на слова, например, «вопрос», «акцент», «элемент». То есть то, что мы говорим устно, оно не всегда будет красиво смотреться в тексте. И некоторые слова нужно просто искоренять из письменного языка.

И соответственно, понимая свою ситуацию, понимая, чего не хватает, человек уже может поставить четкое ТЗ перед исполнителем, например, передо мной. А некоторые считают, что гений гениален во всем, и соответственно, если он придумал какую-то новую систему, или одну замечательную идею, то этого достаточно для того, чтобы книга появилась сама по себе, и стала супер-бестселлером, и человек обязательно победил бы Джорджа Мартина и заработал бы больше денег, продавая эту свою одну книгу. Такое тоже бывает.

— Я правильно понимаю, что ни одна книга в этом мире не была написана одним человеком, он же автор, от начала и до конца, в том виде, в котором издатели схватили бы ее и сказали – спасибо, что принесли эту рукопись. Ну, за исключением, может быть, булгаковского «Мастера». Над каждой книгой работает команда редакторов, корректоров, которые доводят всю ту кашу и сумбур в головах у авторов до удобоваримого и читаемого продукта. Не зря существует понятие издательство, редактор, и все эти профессии, так?

— По большому счету так. По крайней мере, книги, которые стали бестселлерами, они именно такие. Какие здесь могут быть нюансы. Помимо крупных издательств, в которых действительно есть все упомянутые вами лица, вплоть до последнего корректора и верстальщика, существует такое направление, как самиздат. То есть это издательство, которое ничего с вашим текстом не будет делать, или сделает ровно то, что вы скажете.

Например, некоторые авторы говорят — я пишу гениально, но не умею ставить запятые, проставьте мне запятые. Ок, проставили запятые, выставили счет, книгу напечатали. И таким авторам, им, конечно, проще работать с самиздатом, потому что в крупном издательстве, возможно, им придется услышать много нового о себе и о том, как они пишут на самом деле. Окажется, что не столь гениально. Так что самиздатом часто издают книги, написанные автором от и до. Со всеми опечатками, со всеми несогласованными предложениями, логическими ошибками, и так далее.

Тем не менее, в самиздат тоже иногда проходят книги очень хорошие, и крупные издательства такое тоже отслеживают. У нас был кейс, когда писали вместе с двумя авторами бизнес-роман, который стал супербестселлером и переиздавался огромное количество раз, его отказались печатать примерно в ста издательствах. После этого авторы решили делать самиздат. Уже на уровне самиздата книга стала бестселлером, что случается не так часто, скорее, даже весьма редко. И тогда уже из крупных издательств, толкая друг друга локтями, к этим авторам побежали издатели и стали умолять, ну пожалуйста, ну давайте у нас. Авторы выбрали наиболее подходящий контракт, и там все-таки редакторы внесли свои правки уже на основе отзывов первых читателей того самого первого самиздатовского варианта книги. И книга опять стала бестселлером, супербестселлером, и так далее.

— Татьяна, пока вы говорили, у меня напросилась такая интересная аналогия, правильно ли я понимаю, что издательства – это такие коммерческие толстокожие гиганты, которые не хотят сильно рисковать, и они делают ставку на то, что точно будет продаваться. И их можно сравнить с такими крупными музыкальными лейблами, у нас не очень развита музыкальная сеть, ну, скажем, такие, которые сразу подписывают контракт с артистом.

А самиздатовскую индустрию можно отнести к всяческому музыкальному андеграунду, который по клубам играет, миллион групп, которые могут самозаписаться. Они зачастую не просто не хуже, а лучше известных, по просто никто с ними не будет работать в силу неизвестности из крупных лейблов. Они идут и сами начинают играть. И потом они могут стать известными, а могут и не стать, могут и так раскрутиться. То есть ничего страшного, что крупного издательства нет, в этом нет совершенно, так?

— Абсолютно верно. Более того, если продолжать аналогию с музыкантами, самиздат – он тоже бывает разных уровней. Есть самиздат, который работает не хуже крупных издательств, и мы с парой таких самиздатовских контор сотрудничаем. У нас уже около десятка авторов там издали свои книги, и книги стали коммерчески успешными. И такой самиздат, его можно сравнить как раз с клубами, игрой музыкантов в клубах.

Но есть и те, кто играет на улице. И это не обязательно мусорный самиздат, но, как правило, он никак не будет помогать в продвижении книги. Все это бремя по зарабатыванию денег, по реализации экземпляров ложиться на плечи автора. Это далеко не всегда плохо, и, кстати, когда меня спрашивают, что принесет больше денег из всех этих вариантов, я обычно говорю – издавайтесь самиздатом, продавайте полностью всё сами, на этом вы сможете заработать в разы больше, чем условные тридцать тысяч, которые заплатит вам крупное издательство.

— Плюс у вас есть конкретные кейсы, что так и было в этой жизни?

— Абсолютно да, верно.

— Если я правильно вас сейчас услышал, то мы сейчас занимаемся ничем иным, как даем надежду тысячам экспертов, которые в душе понимали, что они могут написать книгу, они готовы это делать, при определенном стечении обстоятельств. Но самое крупное и жирное обстоятельство, что меня откинут в издательстве, их останавливало. Мы его сейчас откинули логическим аргументом, и сказали, ребята, чтобы написать книгу, вам нужно всего лишь написать книгу. Люди, которые это сделают – они есть, материал из вашей головы они достанут, структурируют, обработают, издадите в самиздате. Даже, если вы готовы, заплатить за это придется, потому что это ваш продукт. Но книга в виде бумажного экземпляра, да, не продающегося на полке, но не все ли вам равно, она у вас будет, и вы сможете ее раздавать клиентам, дарить, продавать, правильно?

— Да, конечно.

— Вот такое простое решение, что касается книг.

— Я еще продолжу вашу мысль, что если нас сейчас слушают эксперты, у которых бизнес в основном находится в оффлайне, то есть они встречаются с клиентами, они встречаются с партнерами, и с самыми разнообразными людьми. То им очень выгодно иметь на руках пусть даже небольшую книжку, пусть это будет мини-книга, но изданная именно в бумажном варианте.

Например, когда я жила еще в Москве и активно проводила корпоративные тренинги по эффективной работе с информацией, там мы в основном говорили не о книгах, и о том, как их писать, а больше шла речь о скорочтении, развитии памяти и мышления. То там я вместо визитки, или вместе с визиткой, давала свою мини-книжицу. Там мое лицо было на обложке, то есть сразу идет узнавание, и люди совершенно по-другому меня воспринимали. Потому что в силу возраста, в силу пола, какие-то предубеждения могли быть, а справится ли этот человек с большим тренингом для наших зубастых продажников. Но все-таки посмотрев, что это не просто какая-то девушка, а эксперт, да еще и с книгой, уже смотрели по-другому.

Если вы уже являетесь экспертом, и у вас бизнес в основном находится в онлайне, то я бы рекомендовала вообще не заморачиваться изданием бумажной книги, по крайней мере, на первом этапе. Сделайте книгу электронную, выдавайте ее на своем сайте в обмен на подписку, либо просто закиньте ее в Интернет, на сайт, в онлайн-библиотеки бесплатные. Пусть она сама ходит по Интернету и делает вам бесплатную рекламу.

— То есть рекомендация простая, если бизнес в оффлайне – пишите книгу в оффлайне, бумажную самиздатовскую, и раздавайте ее клиентам. Если бизнес в онлайне, то может писать как бумажную, так и электронную. Все, что надо, это наличие информации в вашей голове. Это единственное, что надо для старта, все остальное могут сделать за вас. Нас будут смотреть большое количество экспертов из северной столицы, из города Санкт-Петербурга, у вас есть клиенты из Санкт-Петербурга? Если позволяют ваши с ними отношения, назовите их. Расскажите, что это запросто делается дистанционно, давайте вот это докажем сейчас на примере конкретного кейса, если это можно, конечно.

— Давайте на примере Института коучинга, потому что это точно можно, у меня клиентов из Питера и из Москвы больше всего, причем именно по книгам Москва и Питер примерно идут 50 на 50, что интересно. Главный коуч России, потому что Институт коучинга — это признанный лидер в данном направлении. Они обратились с такой интересной задачей, помимо того, что нужно было сгенерировать большое количество статей не только для руководителей Института, но и для всех остальных их тренеров, коучей, специалистов, но надо было еще и обновить их книгу. И книга была издана давно, лет 15 назад, за это время многое изменилось и у нас в стране, и в коучинге, и в практике Института коучинга. И соответственно, решили авторы, что надо все это дело возродить.

Я помогла выйти на нужное издательство. И кстати, это не топовое издательство, но это совершенно не смутило таких именитых клиентов, как Институт коучинга. И сделали мы эту книгу. Мы работали в формате интервью по скайпу, то есть авторы рассказывают, я сижу с записной книжкой, фиксирую главные тезисы, потом говорю – стоп, мысль пошла в сторону, давайте–ка вернемся и закончим с этим. То есть направляла поток их мыслей, а для людей, у которых мыслей много, причем мыслей собственных, авторских, подтвержденных своей экспертностью, своим опытом, это достаточно важно. Чтобы все-таки не переборщить и не сделать книгу совершенно непомерной.

Так мы поработали, и потом я с моей командой, я работаю, естественно, не в одиночку, у нас несколько редакторов, и как минимум 2 человека смотрят одну книгу. Я считаю, что это важно для качества текста. Мы книгу коучей отредактировали, она была издана, и сейчас, я так понимаю, Евгений готов ее даже продемонстрировать.

— Да, я хочу ее показать зрителям, это книга «Коучинг по-русски», питерцам она известна, кто знает Институт коучинга, а практически все в Петербурге его знают. Александр Савкин и Марина Данилова — известные люди, вот эту книгу написала Татьяна Бадя, здесь должна быть ее фамилия, но она есть не здесь, а она есть в благодарственной надписи от Марины Даниловой, вот это ваш экземпляр, который скоро приедет к вам домой. Вот об этой книге речь сейчас идет, она была написана путем дистанционного общения Татьяны Бадя и авторов, правильно я услышал?

— Правильно, но как въедливый редактор, внесу небольшую правку, что там не должно быть моей фамилии, потому что все-таки на обложке пишут авторов, а редакторов пишут либо в самой книге. Но обычно туда издательство ставит своих редакторов, даже в таких забавных ситуациях, после того как текст книги проверила и отредактировала я, но редактор из издательства вносит всего 2 правки. Бываю и такие случаи, но чаще всего они все-таки вносят существенное количество изменений в зависимости от политики своего издательства, и там стоит их фамилия. А меня благодарные авторы записывают на специальной страничке.

Тоже, кстати, рекомендация экспертам: не жадничайте и напишите в книге отдельную страницу с благодарностями, где вы можете поблагодарить и своих близких, и Господа Бога, если верите, а также тех людей, которые реально вам помогли в создании книги. Это очень окрыляет, и более того, я, например, очень охотно пиарю те книги, где мне такую благодарность написали.

– На книгу, конечно, можно позариться, но есть огромное количество экспертов, которые пока не готовы. Но они охотно готовы писать статьи в блог, статьи в журналы, мини-книгу. Их тоже немало. Можем ли мы дать и им надежду в том плане, что и им тоже могут помочь написать, создать весь этот текстовый контент, создать его и сгенерить, так же, как и написать книгу?

— Конечно, и здесь это гораздо проще.

— Как это делается?

— Это делается так же. В зависимости от того, чего хочет сам эксперт. Если он любит писать, но не уверен, возьмут ли эту статью, опубликуют ли ее, готова ли она для того, чтобы появиться на его блоге? То можно прислать статью мне на редактуру, я отредактирую. Либо есть еще такая услуга, как экспертный анализ. Я читаю ваш материал, это может быть статья, довольно часто статьи присылают, это может быть мини-книга, может быть даже большая книга. Недавно я писала отзыв на детектив, то есть с художкой тоже работаем, хоть и в меньшей степени, чем с деловой литературой.

Далее, в зависимости от того, насколько хорош текст или не хорош, его либо публикуете, либо дорабатываете самостоятельно по моим рекомендациям. Но обычно, если автор любит писать, то он внутри не редактор. Писатель и редактор – это считаются две вещи несовместные. Поэтому, если пишете сами, то, скорее всего, вам нужен редактор. Если вы сами написать не можете, то предоставляете аудио-материалы или какие-то тезисы в письменном виде, как вам удобнее, или выходите на интервью, у нас тоже многие, не только Институт коучинга, работали по такому формату, шли по такому пути. И уже из этого через транскрибацию, то есть перевод аудио в текст, появляется каркас для статьи или мини-книги. Потом мы редактируем, и вы уже можете в конце, как автор, тоже внести свои дополнения.

— Татьяна, я правильно вас услышал, что для того, чтобы написать статьи для СМИ, для блога, для мини-книги, вовсе необязательно даже мочь писать, то есть более-менее излагать мысли на листе бумаги или на экране компьютера? То есть можно просто поговорить, дать интервью, выдать материал в идее потока информации, и дальше он через перевод аудио в текст, то есть транскрибацию и редактуру, превратиться в нужное количество профессионально сделанных статей, мини-книг, статей для СМИ, вот такая вот фантастика возможна?

— Ну, для кого-то это может быть фантастикой, а для меня это будни. Конечно, возможно.

— Вот так, уважаемые зрители. То есть просто поговорив, желательно с тем, кто из вас эту информацию вынет достаточно структурировано, например, с вашим покорным слугой, и отдав то, что получится, Татьяне Бадя на редактуру, на выходе можете получить десяток-другой профессиональных статей для вашего блога, мини-книги, электронную книгу, и даже, если захотите, и бумажную книгу. Вот такое волшебство, практически абсолютно реализуемое.

— Так и есть.

— Ну что же, просто чудеса. Вы знаете, что я делаю подкасты с экспертами, мы с вами эту тему уже обсуждали. Давайте сейчас с вами еще раз, дайте свое экспертное заключение, допустим, возьмем подкаст из 20 выпусков на некую тему. Что из него можно сделать в принципе?

— Из этого можно сделать статьи и зарядить их на сайт или блог на год вперед. Чтобы они выходили, например, по 2 статьи каждую неделю или даже больше. Я думаю, что еще и останется. Можно из этого сделать серию мини-книг. Потому что один выпуск, одно ваше интервью — это уже по объему материал мини-книги.

По поводу мини-книг даю такую подсказку, некоторые эксперты все-таки хотят на книгах зарабатывать. Кто-то идет в эту тему и начинает издаваться просто для узнавания своей фамилии, своего личного бренда, чтобы привлекать таким косвенным способом клиентов и так далее. А кто-то честно говорит, что хочет дополнительно денежки зарабатывать.

Вот чтобы денежки зарабатывать, идеальная схема – это серия мини-книг. Вы делаете первую мини-книгу обзорную, насколько я понимаю, Евгений, это будет первое интервью, которое вы проводите с экспертом, где нащупываете сферы его компетенции, смотрите, в чем он разбирается, что он может дать людям. И дальше остальные мини-книги – они как раз идут по эти темам. Одна книга – это одна тема, которая раскрывается очень подробно.

И первая мини-книга – она пиарится везде в интернете, можно и в бумажном виде, если хотите, и раздается обязательно бесплатно. Не надо жадничать и пытаться выжать все до последней капли даже из первой книги. Первая книга – она людей привлекает, она показывает, что вот наш эксперт, Василий Илларионович Пупкин. Он вам сможет рассказать об этом и об этом, из следующих книг вы это узнаете. И потом каждую следующую книгу можно отдельно купить. А можно купить все вместе, на этом немного сэкономив, но принеся сразу существенную сумму нашему эксперту Василию Пупкину, причем эта сумма будет гораздо больше, чем он бы получил от крупного издательства типа МИФа или Альпины.

То есть варианты такие – очень большое количество статей для блога, минимум на год вперед, серия мини-книг, дальше – большая книга, или может быть, даже 2- 3 больших книги. Это зависит от некоторых факторов, в том числе и от того, насколько связана информация из разных выпусков между собой, потому что иногда информация будет делиться четко на 2 части. Например, как в моей области одна часть — это входящий поток информации, другая часть – это исходящий поток информации. И можно было бы делать, и мы этим и занимаемся, книги издавать по одной области, и отдельно по другой, не смешивая все это воедино для каши в голове у читателей.

Также это банально зависит от того, насколько быстро говорит человек, вот я говорю довольно медленно, хотя сейчас для себя в хорошем темпе. Если вы говорите быстро, то у вас, в ходе транскрибации ваших материалов, может получиться в 2 раза больше текста, чем при транскрибации того, что я сегодня успела наговорить. И соответственно, это уже на 2 года статьи, это уже 2 большие серии мини-книг, это уже минимум 4 большие книги. Так что смотрите, думайте, начните хотя бы с нескольких статей.

— Это всего лишь из двух десятков выпусков подкастов, то есть, по большому счету, 10 с небольшим часов диалога между экспертом и мной. И из этого можно, если я правильно услышал, сгенерить десятки статей для блога, около 10 статей для СМИ, наверняка. Каждый выпуск равен как минимум одной мини-книге, серия мини-книг сюда же. Несколько электронных книг большего формата, либо одну электронную книгу. Ну и замахнуться на бумажный самиздат всяко можно, потому что за 20 выпусков тему экспертом раскрыть-то можно уж точно. Основные вещи там будут, и для самиздатовской книжки материала хватит. Все верно?

— Более того, Евгений, если человека хватает на то, чтобы беседовать с вами более 10 часов, и тема не иссякла.

— Ну, это делается за несколько недель.

— Да, я поняла. В общем, 10 часов, и если у человека еще что-то остается к концу этого, он еще не все выдал, значит, он уже эксперт высокого уровня. Потому что бывает такое, к счастью, сейчас все реже, что обращаются люди, которые не являются экспертами, а являются типа свадебными генералами. Их посадили фирмой руководить, и сказали, что надо нам от этой фирмы издать красивую большую книжку. Я начинаю общаться с человеком и понимаю, что он не в курсе того, что у него в компании происходит. Ну, что-то там люди ходят, что-то делают, и мы лучшие в своей сфере, да-да.

Эксперты, которые приходят к вам, они настоящие эксперты с буквы Э, и их хочется слушать. Поскольку в нашей стране, и в принципе, на русскоязычном пространстве, аудиалов меньше, чем визуалов. То аудитория у статей, у мини-книг, у книг, она всяко больше будет, чем аудитория у даже самых замечательных подкастов. Просто потому, что люди привыкли больше информацию глазами получать, чем ушами.

— То есть, мы читающая страна, чтение никуда не делось, и не денется. Просто оно несколько упростилось наверное, да?

— Да.

— Что касается аудио-вариантов, аудиалы все-таки есть, подкасты слушать можно. Люди любят аудио-книги, аудио-статьи. Это можно ли сделать начиткой интересным профессиональным голосом оперной певицы какой-нибудь? И со своими статьями вручить клиенту тоже вместе с книгой?

— Да, у нас есть оперная певица, и есть актеры, даже несколько актеров на выбор. Так что можно и сделать хоть диск, хотя больше сейчас предпочитают на красивых флешках дарить собственные произведения, начитанные прекрасным голосом, волнующим, пробирающим до мозга костей. И все это тоже реалистично. Действительно, бывает такое, что у экспертов по каким-то причинам, либо объективная причина, не у всех от природы великолепный голос, и не у всех есть время ходить к этой оперной певице или еще к кому-нибудь, ставить себе вокал, заниматься и так далее. А кто-то предпочтет просто, чтобы его же материал за него озвучивал профессионал.

Бывает просто, что человеку не нравится, как его голос звучит. Бывает, что человек эксперт в той теме, в которой лучше начитать материал диктору другого пола. Например, по бизнесу все-таки лучше, наверно, если будет мужской приятный голос. По мягким темам, где целевая аудитория женская, там нужно смотреть. В некоторых случаях, например, похудение, лучше, если будет женский голос. А в других, какой-нибудь женский пикап, мужской приятный волнующий голос – это будет вау.

— Если упростить то, что мы с вами сказали выше, до простой понятной фразы, будет ли правильным сказать следующее? Для того чтобы эксперту получить на выходе огромное количество профессиональных статей, книг, аудио-книг, ему в принципе, достаточно иметь знания в голове, поговорить с таким человеком как Евгений Романенко структурировано, за несколько серий. Потом отдать то, что было наговорено, такому человеку как Татьяна Бадя, подождать некоторое время, заплатить некоторое количество денег, и на выходе получить тот контент, который ему нужен. Кроме, собственно, наговоренного этого аудио-визуального. Будет ли это правильно?

— Да, так и есть.

— Вот так вот ларчик просто, оказывается, открывается, уважаемые зрители. Татьяна, с какими именитыми авторами вы работали? Если это позволяет, разглашение отношений с ними, назовите несколько фамилий, которые у всех на слуху. Чтобы страна знала своих героев, кто на самом деле пишет книги с ними вместе.

— Ну, давайте назову тех, кто не против, чтобы их называли. Потому что в некоторых случаях я подписываю такие буквально расстрельные договоры, что если я случайно где-то упомяну фамилию этого автора, скажу, что мы с ним виделись или сотрудничали, то будет ай-ай-ай и ой-ой-ой. Поэтому называю тех, кого назвать могу. Это Николай Мрочковский, человек, который надоумил меня заняться всем этим делом. Именно в нише бизнес-литературы, потому что до этого я больше работала с художественной и научной литературой по своей профессии. Вот благодаря Николаю так получилось, что стала заниматься этим, и очень ему благодарна. И кстати, он сам очень деятельное участие принимает в написании своих книг. Это не тот случай, когда человек сказал – ну иди, напиши мне парочку бестселлеров, а сам даже не в курсе, что в них написано, абсолютно нет.

Далее, Андрей Парабеллум, Алексей Толкачев, сейчас с Павлом Кочкиным работаем, и работаем в таком интересном формате, как книга–комикс. Не совсем это комикс, как привыкли, как американские комиксы, где много всяких монстров или оружия и нет никакого смысла. Нет, у нас умный комикс, но при этом с рисуночками, что тоже радует. Вот такие необычные форматы тоже возможны. Азамат Ушанов, Владимир Довгань, Александр Свияш (это психолог, и многие люди, далекие от бизнеса, как раз его больше знают, чем вышеупомянутых бизнесменов). Я думаю, что для начала этого хватит, если что, потом придете на сайт, посмотрите, там другие авторы тоже указаны.

— Ну, Александр Савкин и Марина Данилова из Института коучинга в этот же список, для петербуржцев. Татьяна, если для эксперта, который строит личный бренд, позиционируется, наличие книги не вызывает сомнение, что оно для маркетинга безусловно необходимо, если он, конечно, человек соображающий. Но что касается ситуации, когда есть компания, у нее есть первое лицо, ну, личный бренд строить не надо, но знаний хватает. Или, например, эксперт является учредителем компании, не столько себя экспертом позиционирует, сколько в контексте компании. Вот в этом случае, насколько, с вашей точки зрения, им показано иметь книгу как инструмент арсенала маркетинга бизнеса, не личности, или бизнеса через личность.

— Лучше все-таки, чтобы книга была. Причем для компании в большинстве случаев лучше, чтобы эта книга была бумажной. В принципе, посмотрите наш сегодня основной пример Института коучинга, к которому мы вновь и вновь возвращаемся. Получается, и личные бренды, и бренд компании, все это присутствует. Более того, мы договорились с издательством о таких специальных условиях, чтобы издательство сделало целую серию «Книги Института коучинга». И соответственно, дальше уже менее именитые сотрудники этого Института могут там публиковаться, в этой серии.

И для тех экспертов, потому что возможно, нас слушают те, у кого уже есть одна-две книги, и они уже не понимают, куда стремиться дальше, ну, можно сделать третью и четвертую, но что дальше? На самом деле, топовый вариант для автора книг – это стать серийным писателем, у которого есть собственная серия, либо про вашему имени, либо по названию вашей компании. Вот ответ на ваш вопрос, Евгений.

Либо просто тематическое название по названию вашей ниши. Но тогда получается, что вы монополизируете эту нишу, то есть она будет ассоциироваться у широкого числа потенциальных клиентов с вами либо с вашей организацией. Поэтому, если у вас уже есть одна-две-три книги, то пора уже думать о том, чтобы была серия, это топовый вариант.

Это то же самое, как для авторов, которые публикуются в журналах. В прессе, в газетах, и так далее. Одно дело, когда ваши статьи иногда берут, и другое дело, если у вас есть своя колонка, или свой раздел, который вы ведете постоянно. Это 2 разных уровня. Так же и здесь. Так что для усиления бренда компании, для того чтобы она ассоциировалась в том числе и с передачей людям таких полезных знаний, это тоже нужно делать.

— Татьяна, бизнес из каких отраслей, где книга точно не нужна, например, заводу по производству железобетонных изделий? Все ли ниши бизнеса пригодны для позиционирования, для маркетинга, в том числе через книгу? Как личность основателя бизнеса? Ну, в консалтинге, понятно, что да. А вот допустим, в таких прозаических вещах, кто-то ресторан держит, кто-то бухгалтерскими услугами занимается, SMM (сошиал медиа маркетинг), вот эти вещи.

— Все, что вы назвали, всюду, мало того, что книги могут быть, уже есть успешные примеры. Зайдите в книжный магазин, осмотритесь. Рестораторы – они просто, это уже вторые, третьи и пятые Донцовы. Они издают книги, причем это книги рецептов, книги по бизнесу, книги по найму персонала и так далее. Так что это вполне возможно, наверное, и в остальных сферах тоже. Ну, в некоторых случаях, если, например, аудитория целевая ну вообще не читающая. Отчасти это строительство.

Я много работаю с риэлторами, и с девелоперами тоже сделали несколько совместных проектов. Вот там риэлторы читают, их уже научили читать те первые риэлторы, которые додумались до того, чтобы стать экспертами риэлторского дела на русскоязычном пространстве. За ними вслед такая волна пошла, все больше риэлторов начинают читать, заботиться о своем бренде, делают обучающие курсы онлайн и очные конференции и так далее, а раньше этого не было. Вот сейчас в строительстве примерно такую же наблюдаю ситуацию, что в целом, люди там не особо читают. Есть некоторые, наверняка их можно назвать экспертами, люди, которые поднялись на уровень, на два уровня выше, которые изучают нашу и зарубежную литературу, но таких пока маловато.

Может быть, такие области все-таки есть, но в любом случае, за спрос денег не берут. Если вы сомневаетесь, то свяжитесь с Евгением, свяжитесь со мной, назовите свою нишу, озвучьте свои опасения. Либо мы честно скажем, что простите, пока не готовы работать в этом направлении, считаем, что оно в плане книг не очень перспективно. Но если не перспективно в плане книг, то статьи, аудио-статьи уж точно пойдут.

— Даже такая экзотика, как, например, основатель делового клуба, их немало в Петербурге, или владелица детских центров развития, которые тиражируются по франчайзингу. Там тоже книга вписывается в собственный маркетинг?

— Конечно.

— Проще, наверное, назвать те сферы, где она точно не вписывается. Хотя такие назвать будет весьма сложно.

— Сложно. Иногда из весьма необычных сфер приходят, но тем не менее.

— Даже начальник отдела полиции при желании может написать книгу в самиздате.

— С удовольствием поработаю, особенно если это будет книга по криминалистике, или что-то связанное с детективом. У нас опыт в этой сфере есть, как раз мы сейчас над такой книгой работаем, так что приходите.

— Ну что ж, Татьяна, мы с вами сегодня просто не оставил шанса любому человеку, кто считал себя в глубине души экспертом, не написать в этой жизни книгу. Вот просто не оставили. Последний вопрос под финал: профессиональные медийные посредники, как-то издательства и СМИ, вы с ними, естественно, работаете, многих знаете, у авторов возникает вопрос «А меня пустят в журнал или как вот с тем издательством работать?» Что вы можете сказать насчёт профессионального посредничества вас в отношении к СМИ и к известным российским журналам, издательствам, а с кем вы работаете?

— Вот здесь, если позволите, то я не буду перечислять, с кем мы конкретно работаем, по причине, что одно и то же издательство в одной и той же теме может давать абсолютно разные ответы в срок с разницей до полугода. У нас такое было, что в начале года обращаемся с предложением издать книгу по такой-то теме, тему тоже не буду называть, издательство топовое, деловой издатель номер один в России. Нам говорят: «Не-не-не, не надо. По этой теме вот такая, вот такая и вот такая книги вышли у наших конкурентов, не будем издавать». А через полгода сами звонят: «А у вас нет, случайно, сейчас какой-нибудь новой книги по той же самой теме?».

Я говорю: «Так вы сами полгода назад такую отшили!» Они говорят: «Так сейчас уже время прошло, и сейчас такая книжка нужна». А мы уже эту книгу в другом месте издали. Бывает и такое, не нужно считать, что здесь будет стопроцентная гарантия, что если вы придёте ко мне, если у вас есть пара мыслей в голове, то вас возьмут в МИФ, вас возьмут в Альпину, вас возьмут в издательство «Питер» или куда- то ещё. Могут и не взять. А могут взять, но предложить такие условия, которые лично вам будут не очень подходить. В этом случае вы вполне можете осознанно выбрать самиздат, как несколько наших клиентов, получивших приглашение из топовых издательств, в итоге сделали так и заработали больше денег.

— Ну что же, одно из резюме, которое напрашивается у меня под финал, звучит так, хотя оно было и единственное. Мы живем в то время, когда каждый, который что-то из себя представляет, может нести в мир разумное, доброе, вечное. Ну, по крайней мере, вещать в своей экспертной области, в которой он точно разбирается. Если вы чувствуете, что это так, то, скорее всего, это так. Если у вас в голове возникал вопрос, а не начать ли мне писать книгу, или начать писать статьи на сайт, то, скорее всего, это так. Значит, вам уже давным-давно надо было начать. И возможности вещать сейчас просто неограниченны.

Можете делать это в социальных сетях, блогах, через Ютуб. А можете это делать через профессиональный текстовый контент, при этом писать и излагать текст на бумаге совершенно не нужно, мы логически доказали вам это в ходе нашего выпуска. Если вы эту идею не осознали, переслушайте его еще раз. А если еще остаются сомнения, то свяжитесь либо со мной, либо с Татьяной Бадя, и мы окончательно ваши сомнения развеем. Татьяна, есть ли что-то еще, какая-то корневая мысль, которую мы должны произнести под финал нашего выпуска или может какое-либо мощное пожелание, готовое изменить этот мир?

— Разрешайте себе мечтать и отделяйте мечтанья природные от навязанных извне. Если вы слушали нас, смотрели на наш с Евгением диалог, и внутри вас что-то затрепетало, возможно, вы почувствовали себя даже не в своей тарелке, какие-то поднимаются внутри страхи и мысли «Ну может быть, это не для меня», то с огромной долей вероятности могу сказать, что это именно для вас, что ваша книга или как минимум мини-книга и несколько статей просятся наружу, просто дайте им выход.

— Если у вас есть полезная информация – дайте ей выход. Как иначе, не будете же вы дальше оставаться в таком состоянии. Ну что же, спасибо, Татьяна! Мы будем завершать нашу сегодняшнюю программу, это был «Рентген для эксперта», с вами были Татьяна Бадя и Евгений Романенко!

Ставьте лайк, задавайте ваши вопросы в комментариях, подписывайтесь на мой веб-канал, слушайте нас в Podster.FM, следите за ежедневными обновлениями на сайте TetraSales.ru, находите в интернете материалы по хэштегу #TetraSales, смотрите программу «Рентген для эксперта», мы открываем миру новых экспертов, показываем их вам, а вы решаете, интересны или полезны ли они вам. Надеюсь вам сегодня наш выпуск пользу-таки принесет! Всем пока, до новых встреч!

About The Author
- основатель и ведущий.