Благо конкуренции

Слово «конкуренция» имеет негативный оттенок. Оно ассоциируется с соревнованием, в котором один выигрывает, а все остальные проигрывают. Или с жесткой, изнуряющей борьбой за покупателя. Призывов ограничить конкуренцию со стороны чужих (иностранных, или из других регионов) поставщиков товаров и услуг раздаются регулярно: мол, только так мы сможем поддержать отечественного производителя, сохранить рабочие места, получить свою, родную продукцию, поднять экономику страны и т.д. Давайте разбираться, что здесь правда, а что ложь, и почему конкуренция – благо для всех без исключения.

Выгодно ли покупателю (которыми мы все являемся) конкуренция на рынке продавцов товаров и услуг? Конечно. Когда они конкурируют между собой за наши деньги, цены становятся ниже, а качество растет. Возьмите любой высококонкурентный рынок, на котором нет государственных игроков: провайдеры интернета, мобильная связь, розничная торговля, и убедитесь в этом.

Если конкуренции в отрасли нет или она ограничена искусственно, цены всегда будут расти, а качество падать. Возьмите любую отрасль, где есть монополия или олигополия (как правило, государственные), а лучше вспомните времена СССР. Комментарии, как говорится, излишни.

Когда есть конкуренция, у вас есть выбор, у кого покупать. Потребитель – король на рынке. Там, где нет конкуренции, король производитель. Конкуренция устраняет неэффективных проивзводителей, освобождая рынок для тех, кто производит лучше и дешевле. Конкуренция – естественный рыночный механизм очистки рынка от тех, кто не умеет вести бизнес или оказался в нем случайно.

Неэффективные производители боятся конкуренции как черт ладана, поэтому они активно выступают за ограничение конкуренции, просят государство ограничить импорт, дать дорогу своим. Все это преподносится как защита отечественного производителя. На самом деле это означает, что за счет потребителей, которые будут покупать то, что хуже и дороже, но произведенное неэффективными отечественными производителями, они будут продолжать существовать неэффективные производители. Хотя по экономическим законам обязаны умереть, чтобы перестать потреблять ресурсы, которые нужны более эффективным производителям.

Люди думают, что в некоторых отраслях конкуренция невозможна, потому что туда не пойдет частный бизнес. И чтобы люди не остались без таких товаров/услуг, их производством должно заниматься государство. Например, строительство дорог или охрана правопорядка. Это ложь, которой оправдывают существование неэффективных производителей, которым чиновники дают деньги из отнятых в виде налогов, и плюс это благодатнейшая почва для коррупции. Поэтому они заинтересованы друг в друге, и вместе представляют собой класс паразитов, живущих на теле тех, кто умеет зарабатывать.

Существует заблуждение, что если разрешить полную конкуренцию, наиболее эффективный производитель всех разорит, останется один на рынке и станет монополистом. Это опасно, поэтому не стоит допускать конкуренции. Заблуждение в том, что такой производитель неизбежно потеряет эффективность в условиях отсутствия конкуренции, и при свободном входе на рынок его тут же сместят более эффективные. Так что это ложь, которую произносят те, кто заинтересован в ограничении конкуренции.

Государственный контроль за конкуренцией либо бесполезен, либо используется для устранения конкурентов и ограничения входа на рынок. От ограничения конкуренции страдает потребитель, который покупает продукты хуже и дороже, и выигрывает неэффективный производитель, которому дают жить за счет потребителя, хотя он должен умереть и освободить дорогу другим.

Зло ограничения конкуренции прекрасно известно не только в экономике, но и везде, где соревновательный механизм отбирает лучших: в спорте, в образовании и т.д. Ограничьте конкуренцию – и уровень «лучших» в отрасли неминуемо упадет.

Импортозамещение – еще одна ложь. Это то же самое ограничение конкуренции со стороны более эффективных иностранных производителей, чтобы выживали менее эффективные, но свои. Потребитель в итоге получает товары и услуги низкого качества по более высоким ценам, чем на конкурентном рынка. Экономика СССР или России с 2014 года – тому ярчайшее подтверждение.

Ограничение конкуренции – это многовековая форма торговых войн, существовавшая в виде политики протекционизма в 15-16 в. и дожившая до наших дней в виде многочисленных тарифных и нетарифных мер регулирования свободного рынка. Все это величайшее зло, которое говорит о существующей экономической безграмотности властей и нанесению ими ущерба гражданам своих стран, под прикрытием благ, которые якобы несет ограничение конкуренции. Все это циничная ложь.

Конкуренция – это благо в любой сфере, включая власть и производство денег. Именно поэтому те, кто боится конкуренции, всеми способами стараются ее ликвидировать. В результате качество там, где конкуренция ограничивается, неминуемо деградирует. Абсолютное большинство граждан страны от этого проигрывают.

Резюме: конкуренция – это хорошо. Ограничение конкуренции – это зло, а прикрываясь лозунгами о благе – ложь и преступление.

Смотрите подкаст на видео выше, на YouTube или слушайте аудио в подкасте.  Другие выпуски подкаста «АНТИЭКОНОМИКС» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

About The Author
- основатель и ведущий.