Глупость импортозамещения

В последние несколько лет нам прожужжали уши термином «импортозамещение», расхваливая его на все лады: мол, запреты на ввоз импортной продукции лишь вдохнут жизнь в отечественных ее производителей и поднимут экономику страны на новые высоты. Давайте разбираться, почему это ложь, рассчитанная исключительно на экономически невежественного обывателя и произносимая экономически безграмотными политиками и псевдо-интеллектуалами.

Синонимом термина «импортозамещение» является фраза «ограничение конкуренции со стороны иностранных производителей». К чему приводит ограничение конкуренции? Вспоминаем времена СССР.

Ограничение конкуренции лишает отечественные предприятия стимула делать качественную продукцию – ведь купят то, что произведено, другого же нет. В итоге качество товаров и услуг неизбежно становится хуже.

Ограничение конкуренции лишает отечественные предприятия стимула делать продукцию с меньшими затратами. Ведь купят по той цене, которую укажем — альтернативного продавца-то нет. В итоге цена отечественных товаров и услуг неизбежно растет.

Ограничение конкуренции приводит к тому, что неэффективные предприятия, которые в конкурентной среде мгновенно вылетели бы с рынка, продолжают на нем оставаться. Из-за того, что в экономике искусственно сохраняются неэффективные предприятия, расходуются ресурсы, которые нужны другим. Представьте реанимационную палату, в которой лежит две сотни полутрупов, окутанных проводами от дорогостоящего оборудования. Толку от них ноль, но на поддержание тлеющей жизни в их телах расходуются энергия и пища, отбираемые у десятка живых и здоровых людей. Разумно ли это?

Или представьте ситуацию, в которой для создания своих чемпионов отечественных спортсменов не выпускали бы соревноваться за границу, а устраивали соревнования только между собой внутри страны. Даже далекий от экономики человек быстро сообразит, что в этом случае их уровень катастрофически упадет. Да так, что наверстать его, после открытия границ, станет окончательно невозможно – страна лишится позиций в этом виде спорта навсегда.

Импортозамещение – это ложь, эвфемизм, придуманный с одной целью: замаскировать то, что вы будете покупать произведенное менее эффективными производителями, которое и хуже, и дороже, поэтому будете беднее. А существование этих производителей будет поддерживаться за ваш счет.

Поддержка отечественного производителя – это вызов здравому смыслу, нарушение важнейшего экономического принципа разделения труда. Это призыв: делаем все сами, даже если мы это не умеем, это невыгодно и отбрасывает нас назад в развитии. Задумайтесь на минуту: если бы эта идея была верна и действительно приводила бы к росту благосостояния, то надо было бы закрыть страну и все без исключения производить внутри нее. Но мы с вами уже жили в такой стране – она называлась СССР! Несмотря на низкий уровень жизни, даже СССР не мог обходиться без импорта, что уж говорить о сегодняшней России, которая по некоторым отраслям зависит от него на 90%!

И, кстати, почему стоит ограничиваться страной? Если логика импортозамещения, то есть отказа от покупки у другого того, что он делает быстрее и дешевле, чем я, верна, то нужно быть последовательным. И для роста благосостояния отгородиться друг от друга областям, городам, районам, улицам, домам. Вплоть до производства всего, что потребляет семья, внутри отдельно взятой квартиры или дома! То есть вернуться к натуральному хозяйству, как много веков назад. Вот к чему должны призывать в итоге апологеты импортозамещения, будь они на самом деле правы и последовательны. Однако такого уровня абсурда не выдержит даже промытый пропагандой обывательский мозг – здравый смысл подскажет ему, что в этом случае благосостояние рухнет до средневековых времен.

Впрочем, есть одна страна в мире, которой удалось воплотить в жизнь идею полного импортозамещения и опоры на собственные силы. Она называется Северная Корея. Комментарии, как говорится, излишни.

Из-за наличия неэффективных предприятий и расхода ими ресурсов доходы у их работников меньше, цены выше, в результате люди беднее. Призыв к импортозамещению – это призыв к бедности и нищете, глупость, клинический диагноз. За ним должны автоматически следовать признание профессиональной некомпетентности, а если лицо влияет на экономическую политику – мгновенное отстранение от работы во избежание нанесения ущерба.

Если перестать поддерживать неэффективных производителей, они уйдут с рынка, ресурсы перестанут на них тратиться. Сработает принцип разделения труда, эффективные производители будут расти и создавать рабочие места, остальное будет дешево импортироваться, в открытой экономике с четкими правилами игры будет приходить иностранный капитал и создавать новые рабочие места для ее граждан. В итоге рабочих мест будет больше, доходы выше, страна эффективнее, а цены ниже, по сравнению с искусственной поддержкой отечественного производителя.

Кому выгодно лгать гражданам про благо импортозамещения? Во-первых, самим неэффективным отечественным производителям, которые получают ресурсы для поддержания своего существования. Во-вторых, чиновникам, которые лоббируют интересы этих предприятий, отнимают ресурсы у других и пилят с неэффективными производителями. Обывателю промывают мозги рассказами, что нужно сохранять рабочие места и «нужно свое для экономической безопасности страны». Согласие с поддержкой отечественного производителя — это согласие с тем, что здоровые и эффективные должны содержать ленивых паразитов, сидящих у них на шее.

Экономическая неграмотность власти и искренняя убежденность, что ограничение конкуренции и ориентация на производство всего, что можно, собственными силами, что является формой ксенофобии, есть благо для экономики, способствует неискоренимости и патологической живучести подобных идей и практик. Это неизбежно оборачивается снижением благосостояния граждан страны.

Резюме: ограничение конкуренции во имя выживания отечественного производителя приводит к тому, что продукция становится хуже и дороже, граждане беднее, а узкая прослойка чиновников на этом наживается.

Смотрите подкаст на видео выше, на YouTube или слушайте аудио в подкасте.  Другие выпуски подкаста «АНТИЭКОНОМИКС» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на сайте: http://tetrasales.ru/

About The Author
- основатель и ведущий.