Гонорары за статьи и книги

Начинающие авторы зачастую задают вопрос, а кто заплатит им за то, что они напишут статью в журнал или книгу для издательства. Вопрос вознаграждения встает преждевременно и блокирует рождение текста, а автор остается неизвестным. В то же время, реальный источник вознаграждения находится совсем в иной области, а писать статьи в известные СМИ бесплатно или издавать книги за свой счет может оказаться выгодной инвестицией времени и денег.

Татьяна Бадя — эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на ТВ. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов — Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др.

Татьяна Бадя в Интернете
Татьяна Бадя ВКонтакте
Татьяна Бадя в Фейсбуке
Татьяна Бадя в YouTube
Татьяна Бадя в Twitter
Татьяна Бадя в LinkedIn
«Тренажерный зал для мозга» ВКонтакте
«Скорочтение и развитие памяти» в Фейсбуке
#ТатьянаБадя

Смотрите программу на видео выше, в YouTube или слушайте аудио в подкасте. Другие выпуски программы «МАРКЕТИНГ И ТЕКСТЫ» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

Транскрибация выпуска:

— Здравствуйте, друзья! Это «Маркетинг и тексты», третий выпуск – программа о том, как эксперту или бизнесу использовать статьи, книги и публикации для привлечения клиентов (для лидогенерации). Мы, ее ведущие – Евгений Романенко и Татьяна Бадя, эксперт по работе с информацией. Татьяна, здравствуйте!

— Здравствуйте, Евгений! Здравствуйте, друзья!

— Как часто, Татьяна, Вы сталкивались в своей практике с таким вот с одной стороны понятным, но с другой стороны раздражающим вопросом: «А как я заработаю на том, что напишу статью или книгу? – говорит начинающий автор. – Мне за это заплатит журнал, или заплатит издатель?».

Давайте поразвеиваем ряд мифов, связанных с зарабатыванием на статьях и книгах. И покажем, что книги и статьи не являются (я уже здесь подвожу в общем-то спойлер, как это говорится) не являются инструментом заработка. Они являются инструментом маркетинга – канала, в который надо вкладываться. А вот он уже приносит вам лидов, на которых вы зарабатываете.

Все, все секреты рассказал. Понятно, о чем идет речь – основная часть выпуска. Как часто, Татьяна, эксперты такие вещи пытаются у Вас спрашивать?

— Обычно, когда речь заходит о публикации статьи, книги или серии каких-то еще печатных материалов, то один из главных вопросов, который задает каждый автор заключается в следующем: «Сколько мне заплатят?».

— Заплатят за написание. «Вот я напишу. А кто и сколько мне заплатит?» – так формулируется вопрос, да?

— Даже не спрашивают кто. То есть, авторы достаточно продвинуты. Они понимают, что заключается договор с издательством. Отдельно, если хотят, заключают со мной, если не хотят – то с издательством. И ожидают, что издательство либо редакция журнала настолько обрадуются поданному материалу, что будут платить.

— Кстати, на этот вопрос есть ответ. Например, издательский дом «Гребенников» (с которым мы с Вами успешно работаем много лет) платит авторам из расчета 80 рублей за тысячу знаков. Поэтому есть издания, которые платят деньги – вопрос их величины. Тем не менее это ответ.

— Более того, есть некоторые издания и издательства, которые платят прилично. Но для того чтобы туда попасть, нужно быть экспертом такого запредельного уровня, что просто так прийти с улицы сказать: «Привет, я Вася! Я десять лет пишу статьи и книги. Возьмите меня и платите!» – ну это, извините, из области ненаучной фантастики.

— Совершенно верно. Итак, а почему такой вопрос собственно возникает в голове у эксперта? Ведь не нужно здесь его винить. Почему-то есть стереотип, наверное, что платят за статьи тридцатилетней-сорока-пятидесятилетней давности? Такой стереотип.

— Есть такой стереотип. Он отчасти подпитывается всякими публикациями в «желтой прессе», новостями скандальными в Интернете о том, что Дарья Донцова заработала столько-то денег, а Джордж Мартин заработал столько-то.

И кажется: «Ну вот, Джордж Мартин он тоже писатель, он тоже автор – и он на этом зарабатывает. Он очень состоятельный человек. Почему мне за такую же работу (причем возможно более талантливую, чем у Джорджа Мартина) не платят?». И более того еще и предлагают вложиться, например, частично проспонсировать издание книги – у авторов это не укладывается.

— И ведь верно. У автора есть понимание, что людям платят. То есть, издания платят и журналы платят, и издатели платят. Но видимо он забывает о том, кому они платят. И что автор не является тем, кому готовы были бы заплатить. Он еще пока не Джоан Роулинг и даже не Дарья Донцова.

— Так и есть. И мне кажется, здесь для того чтобы избавиться от этого стереотипа и не наломать дров (о том, как можно наломать дрова из-за этого мифа расскажу позднее), чтобы этого не было, следует различать два типа авторов. Первый – это профессиональный писатель либо профессиональный редактор (кто-то типа меня). Вот этот человек помогает авторам создать текст и ему за это платят. Но этот человек «будет в тени» – его фамилия не будет на обложке, не будет его лицо на баннерах и т.д.

— Он оказывает автору услугу по подготовке текста к изданию и читабельности – такой аутсорсинг.

— Да. Зачастую еще и вынимает из головы автора материал, структурирует его, то есть делает достойным публикации.

И второй тип – это эксперты. Авторы, которые при помощи текстов занимаются продвижением своих основных услуг либо товаров.

— И вот какой рецепт для них самый правильный будет? Вот сейчас я не буду делать спойлер. Озвучьте, Татьяна, какой рецепт написания статей в кучу изданий для эксперта является наиболее грамотным, единственно грамотным, я бы так сказал?

— Аутсорсинг. Потому что если самому писать десятки статей, нужно быть либо Евгением Романенко, чтобы успевать это со своей основной деятельностью…

— Олегом Брагинским нужно быть – у него это получается в еще больших масштабах.

— Ну, значит, нужно, может быть, каким-то пришельцем из космоса или из будущего – Олегом Брагинским, который, наверное, не спит, не ест, а создает гигантское количество контента.

И все-таки нужен аутсорсинг и нужно вкладывать в это деньги. Нужно быть психологически готовым к тому, что получится статья с вашими мыслями, с вашими идеями, с пиаром вашего личного бренда или с упоминанием ваших услуг и товаров. И при этом важно опять же понимать, что гонорар скорее всего не грозит.

То есть, если вы от издательства «Гребенников» получите эти 80 рублей – это конечно замечательно. Но не надо оценивать успешность статьи по гонорару и вообще по его наличию.

То же самое и с книгами. Обсуждаем с весьма продвинутыми людьми, которые сами занимаются маркетингом, издание их книг. И они спрашивают: «А что там с гонораром?». Я говорю: «Ну в лучшем случае заплатят тысяч 30, и то не факт». Они: «Как это так! За мой труд?!».

Представьте себе бизнесмена, который приходит в «Яндекс» стучится или в «Google» и говорит: «Так, заплатите мне деньги, потому что я у вас разместил рекламу. Заплатите мне за мою рекламу! Где мой гонорар?».

В такой же позиции оказывается автор, который начинает спорить с издательством, идет против их правил и вообще против их течения, против тенденций современных, когда издательства уже прекращают авторам платить.

— Татьяна, правильно ли будет сказать, что есть непонимание, что тексты сейчас в XXI веке во втором десятилетии его являются не способом заработка (как это было лет пятьдесят назад – поскольку вы не писатель), а способом – каналом маркетинга, который требует вложения времени или ресурсов (равно как и любой другой канал, где вы печатаете листовки или публикуете объявления, или проводите какие-то мероприятия), и его нужно именно так рассматривать?

А заработок имеет место там, когда эти тексты совершают акт, выражусь так – акт лидогенерации и попадают в поле зрения вашего потенциального клиента. Он обнаруживает ваше экспертное мнение и статью, мгновенно отстраивает вас от других. Он о вас: (а) узнает, (б) видит, что вы эксперт (он же прочитал ваш текст). И по контактным данным может с вами связаться.

Вот где вы зарабатываете. То есть, вы таким способом используете, наполняете свою воронку продаж. Может быть, у экспертов часто есть непонимание что такое воронка продаж. Они понимают, что где-то вот должен взяться клиент. Вот все эти генерация, конверсия, повторные продажи – это для них темные места. Поэтому они попадают в плен этого стереотипа – дескать «мне должны заплатить за текст». Нет, нет и еще раз нет!

— Абсолютно верно. Готова подписаться под каждым словом трижды. Так и есть.

— Итак. Завершу Вашу мысль, Татьяна. Есть огромное количество онлайновых, офлайновых изданий: журналов и прочих мест публикации, которым всем нужен качественный, хороший контент. И у них есть прекрасная модель кооперации.

Они могут сотрудничать с адекватным автором, который готов на регулярной основе снабжать их хорошим контентом на бесплатной основе. Взамен они получают от вас качественный контент, а вам дают пиар. Они же имеют доступ к колоссальной аудитории.

Вы представьте, сколько людей читает, например, журнал с тиражом в 20 тыс., или онлайн СМИ. Они с удовольствием, им же контент нужен – они вас к аудитории допустят.

Поэтому какой смысл вам выставлять условие «А заплатят ли мне?» (показывать не совсем адекватность в понимании), когда вас пускают к каналу? Вы просто дайте вашу статью с хорошим контентом – и вы попадаете в этот маркетинговый канал, которым начинаете пользоваться фактически бесплатно, просто дав статью. Вы получаете бесплатную рекламу, отдав туда свой материал. Вот и все.

А вот если вы уже сами не хотите тратить на это время, нет у вас сил – тогда можно подключать аутсорсинг (о котором говорила Татьяна), и платить профессиональным интервьюерам или редакторам. Которые у вас контент этот в виде того же подкаста вынут, потом обработают и подадут готовую статью в тот же журнал. То есть, между вами и журналом появится посредник. Вот там появляются деньги, там уже вложения.

То есть, либо вы в первом случае – вкладываетесь временем своим в написание статей, и авторы, вернее журналы начинают у вас эти статьи «брать с руками» и наседать: «Давайте-давайте материалы!». Потому что они ценят адекватный контент.

Либо вы подключаете профессиональных посредников – редакторов, контент-менеджеров, аутсорсинг в производстве вашего контента. И все. Но гонорары от журналов конечно же здесь никакие не возникают. Да и зачем. Это маркетинговый канал.

— Гонорары как правило не возникают в обоих случаях. Либо они настолько невелики – мы озвучили с Евгением реальные цифры.

— Они не являются здесь принципиальными, от них запросто можно отказаться – такой бонус. Если вы получили от газеты деньги за размещение вашего рекламного объявления – так порадуйтесь, сходите купите мороженое – обычно газеты за это не платят, а еще и с вас могут попросить.

Кстати, помните, журналы могут попросить денег с вас за публикацию, если чувствуют, что вы хотите пользоваться ими как рекламным каналом – они же не идиоты. И только если вы отличный эксперт, даете хороший контент бесплатно, тогда они с вас денег не попросят. Как например они не делают это в случае с вашим покорным слугой.

— Евгений, приведу тоже свой пример. Одна из моих ранних статей, которую я писала на тему скорочтения, еще работая в организации у своего научного руководителя – ее опубликовали на сайте Газета.Ru. На тот момент это один из крутейших сайтов, туда так просто не попасть. И наша организация заплатила 10 тыс. рублей для того чтобы туда приняли эту статью.

К слову, у некоторых моих коллег на тот момент была вот такая вот зарплата, например, в институте – 10 тыс. рублей. Сопоставимо.

— То есть, если у вас просят денег за публикацию – это значит, что вы как-то так подаете информацию, что издание просекает, что вы хотите пропиариться, что автор вы скорее всего близкий к нулю. Поэтому почему бы не взять с вас денег? Это первейший признак.

Если вы хороший, нормальный автор, то задумайтесь. Издание платит либо журналистам за написание материалов, либо в вашем случае (если вы хороший эксперт при том же качестве) оно вам не платит. Чьи материалы оно предпочтет?

Понятно, что ваши материалы становятся в конкуренцию с материалами журналистскими, потому что здесь не нужно платить деньги. И часто они эту конкуренцию выигрывают. Какие-то журналы вообще, насколько я понимаю, полностью составлены из материалов авторов, которым они не платят. И всем хорошо – это кооперация.

— Абсолютно верно. И дам еще немного инсайдерской информации под конец выпуска, что сейчас есть еще одно направление, о котором в принципе мало кто догадывается. Когда редактор журнала сотрудничает с редактором, который подбирает сам экспертов (сам за них либо пишет, либо за ними редактирует) – и фактически из статей этого внешнего редактора редактор внутренний журнала часто набирает почти весь выпуск.

И ему это гораздо проще, потому что он понимает, что получит гарантированно высококачественный материал. Не нужно напрягаться.

— Да. Итак, мы с вами имеем дело, уважаемые эксперты, с такой формой кооперации, где издание с удовольствием возьмет ваши материалы бесплатно при их качестве. И обеспечит вам доступ к целевой аудитории своего издания, потому что она хочет читать хороший контент. Тем самым она проявит им вас, а вы получите доступ с помощью издания.

Неужто в этом случае вы еще и потребуете с издания денег? Ну это как, собственно, не знаю, с жены брать, наверное, деньги за то, что – понимаете за что, несколько раз в неделю…

— Мусор выносишь.

— Да. Или выполняешь свой супружеский долг: «Заплати-ка мне, дорогая, за то, что мы с тобой это сделали». По-моему, это не совсем правильная будет просьба – она вызовет как минимум недоумение.

Вот такая схема. Здесь, по-моему, даже нечего добавить, Татьяна.

— Согласна.

— Ну что же, я пожелаю нашим уважаемым экспертам – проявлять понимание, в какой схеме они сотрудничают и видеть выгоды для сотрудничества. Смотреть дальше своего собственного носа. Менять ракурс восприятия и видеть выгоды. А может быть, даже предлагать другим видеть выгоды там, где он их не замечают, и кооперироваться с изданиями.

Огромное количество изданий – честно говоря, я, например, отбиваюсь от редакторов, которые хотят от меня получить материал. Может быть потому что они все в основном женщины, а я – мужчина. Но это конечно же шутка.

Адекватный и регулярный автор – это ценность. Они передаются действительно по наследству – говорю вам на собственном опыте. И кстати эксперты, которые готовы давать материал, я так понимаю, что с ними большие проблемы? То есть, редакторов больше чем авторов. Скорее всего такая ситуация царит в редакторском мире. Опять же это шутка. Но это есть.

Поэтому смело, господа, пишите статьи на регулярной основе, и редакторы будут счастливы. А вы будете иметь доступ к целевой аудитории. А там уже и будут деньги. И вопроса уже никогда не будет возникать «Кто же вам заплатит?» – клиенты вам заплатят, которые о вас узнают с помощью статей. Вот так.

Спасибо, Татьяна! Будем завершать наш сегодняшний выпуск программы «Маркетинг и тексты», где мы говорим о том, как эксперту или бизнесу использовать статьи, книги и публикации для привлечения клиентов.

Евгений Романенко и Татьяна Бадя были с вами. Ставьте лайк, пишите комментарии, подписывайтесь на наш YouTube канал, чтобы не пропустить новые интересные видео от экспертов сообщества.

Пишите хорошие тексты, пиарьтесь. И да будет вам счастье и клиенты от этого потрясающего маркетингового канала! Всем пока-пока!

— До свидания!

About The Author
-

основатель и ведущий.