Бизнес-романы Н. Мрочковского, А. Толкачёва, А. Парабеллума

Жанр бизнес-романа, эдакого гибрида захватывающе-драматичного художественного повествования с мотивирующе-обучающей деловой книгой — инновация на российском рынке деловой литературы. Насколько он был принят аудиторией и с какими усилиями пишутся такие книги? Говорим о двух самых известных из них — «Экстремальный тайм-менеджмент» Н. Мрочковского и А. Толкачёва, и «Бизнес. Перезагрузка» А. Парабеллума и Н. Мрочковского.

Татьяна Бадя — эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на ТВ. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов — Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др.

Татьяна Бадя в Интернете
Татьяна Бадя ВКонтакте
Татьяна Бадя в Фейсбуке
Татьяна Бадя в YouTube
Татьяна Бадя в Twitter
Татьяна Бадя в LinkedIn
«Тренажерный зал для мозга» ВКонтакте
«Скорочтение и развитие памяти» в Фейсбуке
#ТатьянаБадя

Смотрите программу на видео выше, в YouTube или слушайте аудио в подкасте. Другие выпуски программы «ОБЗОР ДЕЛОВЫХ КНИГ» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

Транскрибация выпуска:

— Всем привет, друзья! Это «Обзор деловых книг», эпизод четвертый – программа о книгах, полезных тем, кто ставит и достигает цели в бизнесе и жизни. И мы, ее ведущие – Евгений Романенко и Татьяна Бадя. Татьяна, здравствуйте!

— Здравствуйте, Евгений! Здравствуйте, друзья!

— Продолжаем сегодня рассмотрение более подробное двух из пяти книг, упомянутых в предыдущем выпуске. Это книги – «Экстремальный тайм-менеджмент» авторства Николая Мрочковского и Алексея Толкачева, а также уже известный нам бизнес-роман «Бизнес. Перезагрузка» авторства Андрея Парабеллума и Николая Мрочковского.

Давайте, Татьяна, с какой начнем?

— Давайте начнем хронологически с «Экстремального тайм-менеджмента».

— Отлично.

— Изначально он выглядел не так. Потому что изначально он вышел в издательстве, по-моему, «Феникс» называется. Книжечка была простенькая с желтой обложкой. Там были нарисованы часы и приделанный к ним 25-й час. Потом книгой, когда уже получилось, по-моему, шесть дополнительных тиражей, заинтересовалось крупное издательство «Альпина Паблишер». И сделали на мой взгляд одну из лучших обложек для деловых книг, которые я видела.

— То есть, обложка — это получается вещь очень даже значимая, не менее чем текст. Вот здесь конечно правополушарным редакторам полное раздолье.

Как писалась эта книга? Там я чувствую были определенные драматические моменты. Вы когда-то об этом упоминали, даже приводили отзыв Алексея Толкачева и его благодарности за то, что Вы помогли этой книге родиться на свет.

— Да, там была драма на драме. И это одна из наиболее тяжело давшихся мне книг как редактору. И про авторов я уж молчу.

Как решили писать? Решили воплотить идею о написании с одной стороны художественной книги. То есть история 27-летнего Глеба, который «ни рыба, ни мясо» ходит на работу, вроде и зарабатывает неплохо, а денег не остается. И тут его бросает девушка и он попадает под раздачу у босса. Ну то есть обычная ситуация.

И на фоне этого Глеба решили показать, как можно за два месяца выковать из себя совершенно нового человека, конечно же, при помощи наставника. И в книге роль этого наставника играет Максим Громов – такой альфа-самец, состоявшийся, состоятельный, крутой и очень привлекательный для аудитории.

Начали писать книгу, выкладывать фрагменты на сайте. И Евгений, как Вы думаете, как публика к этому отнеслась?

— Прежде чем я отвечу на вопрос – во-первых, для меня открытием является. Мне казалось, что это просто книга такая вот из жанра «классический бизнес». Оказывается, это бизнес-роман – я не знал. Приношу свои извинения!

А вот не знаю, как отнеслась. Ну, наверное, конечно критиков там бросающих комья и ржавые ножи в спину было достаточно: «Что за Максим? Что за определенные штампы? Опять вот это самое». Такая вот моя версия.

— Даже хуже того. Тех, кто поддерживал на протяжении всего времени написания книги (это затянулось на несколько месяце по понятным причинам) таких людей было ну не более десяти. Десятки людей, близко к сотне и даже за сотню говорили: «Вы – дебилы, вы куда лезете?», «У вас ничего не получится», «Вы плохо пишете», «Герои неинтересные», «Упражнения – мы все это знаем, уже проходили на ваших курсах или где-нибудь еще – на торрентах скачали и прошли».

И в сторону авторов летело столько грязи, столько негатива, что я вообще избегала заходить на эту страницу с комментариями. Потому что после этого день или два приходилось просто отходить. Я не знаю, как они это выдержали. Видимо потому что сами перед тем как писать книгу воплотили то, о чем в ней рассказывают.

— Действительно, если сам это не прошел., когда ты не знаешь, что ты пишешь ровно о том, что бывает в жизни, то нести эту мысль в массы гораздо тяжелее. То есть, именно тот бэкграунд и реальный опыт, положенный в основу (а я так понимаю, что безусловно же опыт авторов лежал в основе).

— Конечно.

— Потому что все как мы знаем и Алексей, и Николай они в общем-то начинали не с верхов, а в общем-то с нормальных в этом плане стартовых позиций, на которых находится большинство людей. И добились всего сами и на собственном опыте они все это прочувствовали.

Как же они справились-то с этим потоком негатива? И какова была Ваша роль – Вы здесь роль психотерапевта не играли случайно?

— Нет, скорее наоборот. Меня очень подбадривал Алексей, не давал остановиться. У меня еще личное событие веселое произошло – я упала с лошади, чуть не сломала ребра и сломала свою рабочую правую руку. То есть, я могла печатать только левой рукой и мышкой работала только левой рукой. Соответственно, редактура растягивалась и по времени, и по усилиям это было крайне мучительно.

И я уже думала плюнуть на все это. Тем более что никто в эту книгу не верил, кроме самих авторов и может быть жен и родителей, и то кстати сомневаюсь. Но жены точно поддерживали – это мне известно.

То есть, получается весь мир против тебя. Но они для себя решили, что: «Мы эту книгу: а) напишем; б) мы ее издадим и в) мы приложим усилия для того, чтобы она стала бестселлером». Все это произошло, и книга взяла приз зрительских симпатий на Книжной премии Рунета.

— Так вот как же так получилось, что такой негатив в итоге не просто оказался несостоятельным. Может быть это было препятствие, посланное авторам и Вам действительно в качестве знака, что надо его преодолеть потому что дальше ждет успех? Минус тут и плюс огромный после этого Рубикона – это очень интересное сочетание.

— Действительно интересно. И насколько я понимаю, авторы хотели в том числе обкатать методику. То есть, они писали сами. После этого присылали текст мне – я его литературно обрабатывала. Обрабатывала с точки зрения русского языка, добавляла красивости в текст чтобы он не был таким сухим: «Здравствуй, Глеб! – Здравствуй, Макс! – Делай так! – Сделал так! – Все хорошо». Текст обрабатывали.

И все-таки был определенный плюс несмотря на общий негатив, который окружал книгу, особенно самые первые главы нам указали на важную деталь. Изначально списывали руководителя Глеба с реального человека. А человек этот был кавказец. И в книге написали тоже настоящий такой портрет кавказца. И очень много было комментариев на эту тему, что: «Ребята, вот так не надо!».

Потом попробовали общими усилиями сделать из него вьетнамца. Я списала со своего уже знакомого. Сказали: «Не, мы в такого вьетнамца не верим – он нереальный», хотя списывали с реального человека. Ладно, сделали тогда руководителя Глеба разведчиком – и в это люди поверили, в разведчиков у нас верят.

То есть, все-таки удалось даже из вот этого ушата помоев (да что там ушата – бассейна) вытащить нечто здравое, нечто полезное, это применить. И далее в частности Алексей очень сильно вырос сам как автор в написании текстов. То, что он присылал вначале нашей работы над этой книгой и в конце – это две большие разницы.

И меня это восхитило! Потому что очень часто те, кто привлекают аутсорсинг, в принципе не пишут. А здесь человек вообще был не писателем, может быть, был анти-писателем. А под конец книги он стал уже весьма хорошим копирайтером. И сейчас, когда я читаю его продающие тексты, я сама у него учусь.

— Ну что же, получается, что те, кто ведут тренинги сами порой проходят не менее реалистичные тренинги настоящие, даже не тренинги, а «огонь, воду и медные трубы» через написание собственного текста. И это достойно похвалы.

Драматическую историю появления книги «Экстремальный тайм-менеджмент» мы выслушали. И переходим ко второму бизнес-роману «Бизнес. Перезагрузка» Андрея Парабеллума и Николая Мрочковского. И я в отличие от первой книги читал эту книгу. Знаю, о чем там идет речь – драматическая история героя, которого кинула девушка после проблем в бизнесе, конечно зашла очень хорошо.

Какие там драмы, Татьяна, сопутствовали в процессе написания?

— Вот такая книга. Издательство уже не «Альпина», а «Манн Иванов и Фербер». Их фирменная обложка – так все это выглядит. А здесь все тихо-мирно прошло, никаких драм.

Единственное что, когда выложили по аналогии с «Экстремальным тайм-менеджментом» первые несколько глав, нам пришли негативные отзывы. Но пришли и позитивные. И большое количество людей уже помогали. То есть, они критиковали как надо. Писали, что: «Ребята, вы конечно извините. Я понимаю, что дальше будет интереснее. Но начало какое-то вяленькое, а хочется сразу экшна».

И один из читателей, по-моему, кто-то из друзей Николая с Андреем, прямо взял и переписал первую главу. По крайней мере, одну из сцен, где главный герой Сергей приходит к себе в офис, а там все в полнейшем раздрае – продукция исчезла, большая часть сотрудников исчезла – то есть бизнес его партнер угнал. И у нас это получилось вяловато, соглашусь. Так и есть. А читатель переписал все это дело, мы потом отредактировали. И пожалуйста – начало получилось более динамичным.

То есть, здесь уже аудитория привыкла к тому что, если эти авторы, как минимум Николай Мрочковский решил написать книгу – он ее напишет, чем вы в него не кидайтесь. И соответственно уже присоединялись к успешному (это такая практика есть известная). То есть: «Лучше мы будем ему помогать с этой книгой, и он нас потом упомянет в списке благодарностей, чем будем говорить «У тебя ничего не выйдет», а в итоге все равно все получится».

— Есть определенная интрига. И в первом и во втором случае есть пара писателей. Один из которых один и тот же. Второй (партнер) – другой. Как по-вашему это повлияло на работу в паре одного и того же (я имею в виду Николая) и здесь наблюдался симбиоз, синергия? Или как каждый из них проявился в книге, и в чем? Вот есть ли разница кто партнер по написанию? Вот очень интересный кейс разобрать.

— Есть разница. И в «Экстремальный тайм-менеджмент» Алексей Толкачев внес очень много своего личного – своей энергии, своих историй. И когда читаешь книгу (а сегодня утром я ее перечитала перед нашим эфиром), просто прет. Все на эмоциях, очень динамично.

Книга «Бизнес. Перезагрузка» скорее более спокойная. Хотя мы и работали со всеми авторами, и с литературным редактором над тем чтобы читатели не заскучали. Но там плавно можно с чашечкой чая почитывать – но не вот так!

— Из романа «Бизнес. Перезагрузки» я помню образ скептического, напомните то ли охранника, то ли человека из бывших силовиков, который сначала с большим недоверием относился к главному советнику героя книги. А потом не просто прислушался, а стал его за авторитета почитать. Если я сейчас напрягусь, могу даже процитировать его реплику: «Ну если вот он сказал – значит это точно!». Такая была трансформация не главного героя.

Наличие той или иной громкой фамилии в паре автора как сказывается на восприятии книги аудиторией, Татьяна?

— Позитивно. Потому что «звездных авторов» аудитория любит, их книги больше покупает. Но при этом кто-то естественно думает, что писал младший партнер. Кто-то считает, до сих пор искренне верит, что авторы сидят днем и ночью пишут свои книги от и до. Потом сами же себя редактируют. Сами же, наверное, картинки эти рисуют которые потом на обложку помещают.

Но наличие «звездного соавтора» – это плюс. И если кому-то из наших зрителей, слушателей или читателей предложат такой вариант – я бы не отказывалась.

— Кстати, а как Вы оцениваете на примере этих двух книг саму применимость, саму успешность жанра «бизнес-романа»? А это такой инновационный жанр, привнесенный именно птенцами гнезда Парабеллумского как мы знаем на нашу российскую почву. Насколько он идет вообще в России этот жанр, этот синтез художки и деловой литературы – попытка донесения правильных образовательных вещей через интересное повествование, через драмы и образы героев?

— Мы недавно говорили с Вами о том, что первый вопрос автора, приходящего в издательство: «Сколько мне заплатят?». Второй вопрос или предложение: «А давайте-ка сделаем бизнес-роман!». То есть, большинство людей (ну может быть не большинство, но существенная часть), которые ко мне обращаются, говорят: «Прочитали вот эти книги и «Личную власть» (продолжение «Экстремального тайм-менеджмента») тоже прочитали. И поэтому хотим написать свой бизнес-роман».

Но издатели их берут крайне осторожно, крайне скептически. Поэтому я бы не рекомендовала. Если есть амбиции автора художественной литературы – напишите отдельно какой-нибудь роман (да хоть приключенческий, хоть о пришельцах из космоса, что хотите) и отдельно напишите обучающую книгу или книгу о бизнесе.

Все-таки для того чтобы бизнес-роман опубликовали – раз, и чтобы он выстрелил хорошо в плане тиража и продаж – два, нужно приложить много усилий. И в случае с «Экстремальным тайм-менеджментом» это конечно удалось и привело к победе даже во Всероссийском конкурсе в Рунете.

— А в чем для автора опасность синтеза жанра деловой литературы и художественной литературы, художественного повествования?

— Во-первых, вполне вероятно, что  если у него за плечами нет еще пары десятков успешных книг, он просто не потянет художественную часть. Во-вторых, многие деловые люди, которые открывают книгу, имея мало времени, они бы с большим удовольствием прочитали мини-книгу, где на двадцати-тридцати страницах дана выжимка того, что им нужно.

Они в принципе не читают художественную литературу. И обычно это левополушарники, дискреты. То есть, люди, которые ценят свои деньги, ценят свое время. И эта вся «художественная шелуха» им просто не нужна – она их отвлекает.

И такие люди листают, например, «Бизнес. Перезагрузку». Пролистали десять страниц неинтересного им в принципе сюжета (потому что они вообще художку не признают) и дальше небольшой абзац с рекомендациями для бизнеса. Но они решат, что им это не очень подходит.

Так что, либо делать книгу для той аудитории, которая зачитывается художественной литературой, и делать книгу очень хорошо, с редактором и обязательно с литературным редактором еще (с тем, кто будет над сюжетом работать), либо вообще за это не браться.

— Под финал, Татьяна – кому и почему стоит прочитать обе эти книги?

— «Бизнес. Перезагрузка» я думаю, что прежде всего для тех, у кого есть бизнес и в этом бизнесе что-то пошло не так. То есть, начались проблемы и скорее всего непонятно, откуда они идут. Потому что материал очень наглядно показывает причину проблем.

А причина как мы помним, обычно в голове у собственника и у него на кончиках пальцев – то есть, его действия, его мысли и установки приводят к проблемам в его же детище. И также эта книга полезна в качестве прививки тем, кто собирается открыть свою компанию или стартануть, может быть, как ИП.

«Экстремальный тайм-менеджмент» читают от подростков до пенсионеров. И меня очень растрогал отзыв одной пенсионерки, которая на свой юбилей прыгнула с парашютом впервые в жизни. Это дорогого стоит. То есть, не каждая книга…

— Прыгнула после прочтения книги?

— После прочтения книги.

— Вот как Алексей Толкачев действует на российских пенсионеров, оказывается. Он же сам любит прыгать, как мы знаем. Да?

— Конечно. И Николай тоже весь из себя спортсмен – они оба.

— Потрясающий эффект. Вот для чего оказывается нужно, чтобы вы взяли и произвели в своей жизни такие вот интереснейшие, совершенно неожиданные вещи.

И что пенсионерка эта сказала, что она написала – какими эмоциями она говорила?

— Да она была счастлива мне кажется так, как не была с пятилетнего возраста. В четыре-пять лет все счастливы, потом уже начинается что-то не то. А она себя обрела, я не знаю, во сколько – в 55, в 60 или в 65 лет.

— Что сказал Алексей Толкачев, когда этот отзыв услышал и может быть увидел?

— Я рядом с ним не присутствовала в этот момент. Но думаю, он широко улыбнулся, как это делает Алексей Толкачев, и как это делает наставник Макс из «Экстремального тайм-менеджмента», и порадовался за эту женщину и за всех, кто изменил свою жизнь.

— Вот такие вот потрясающие эффекты от прочтения бизнес-романов нашими соотечественниками могут быть.

Спасибо, Татьяна! Потрясающие полные драматизма истории рождения обеих книг. Ни думал ни гадал, что оказывается такие страсти там стояли. Это еще конечно больше подогревает интерес к этому жанру.

Ну а мы будем завершать наш сегодняшний выпуск программы «Обзор деловых книг», где мы говорим о книгах, полезных тем, кто ставит и достигает цели в бизнесе и жизни.

Татьяна Бадя и Евгений Романенко были с вами. Ставьте лайк, пишите комментарий, подписывайтесь на наш YouTube канал, чтобы не пропустить новые интересные видео Татьяны Бадя с обзором деловой литературы.

Достигайте успеха! Всем удачи! Всем пока!

— До свидания!

About The Author
- основатель и ведущий.