Зачем нужен бета-ридер?

Написание текста и его редактура — разные задачи, как мы не устанем повторять. Глаз автора не просто «замылен», но еще и «кулик, который свое болото хвалит». В результате промахи и недостатки текста автору просто не видны. Что делать? На помощь приходит специально обученный человек — бета-ридер. Его задача — критически вычитывать написанное незамутненным взглядом будущего читателя. И безжалостно править все то, что затрудняет чтение теми, для кого и пишет автор. Бета-ридер — незаменимый помощник автора, которого тот просто должен «носить на руках».

Татьяна Бадя — эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на ТВ. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов — Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др.

Татьяна Бадя в Интернете
Татьяна Бадя ВКонтакте
Татьяна Бадя в Фейсбуке
Татьяна Бадя в YouTube
Татьяна Бадя в Twitter
Татьяна Бадя в LinkedIn
«Тренажерный зал для мозга» ВКонтакте
«Скорочтение и развитие памяти» в Фейсбуке
#ТатьянаБадя

Смотрите программу на видео выше, в YouTube или слушайте аудио в подкасте. Другие выпуски программы «МАРКЕТИНГ И ТЕКСТЫ» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео, подпишитесь на YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

Транскрибация выпуска:

— Здравствуйте, друзья! Это «Маркетинг и тексты» – программа о том, как использовать статьи и книги в вашем бизнесе для привлечения клиентов – эпизод шестой. И мы, ее ведущие – Евгений Романенко и Татьяна Бадя. Татьяна, здравствуйте!

— Здравствуйте, Евгений! Здравствуйте, друзья!

— Признаюсь честно, когда я узнал тему нашего сегодняшнего выпуска (она звучит как «Бета-ридер»), в голове сразу обнаружилась неспособность мозга родить нужные ассоциации. Я почему-то представил кардридер в бета-версии – эдакий не совсем еще завершенный, кое-как работающий.

Вот какой мозг – как он оперирует понятиями. Передаю бразды правления Вам, поясните, что ж это за такой зверь (скорее всего за ним скрывается человек), и почему мы сегодня говорим о нем в программе «Маркетинг и тексты»?

— Евгений, ассоциация с кардридером выдает в Вас человека, который очень далек от компьютерных игр. Те, кто близок к ним, наверняка вспомнили про бета-тестеров. То есть, людей, которые первыми проходят игры – ищут баги, недоработки, ошибки, недочеты и т.д. Тем же самым занимается бета-ридер в области текстов – будь то статья, книга, мини-книга, да что угодно, хоть стихи.

— То есть, это все-таки человек, а не механизм? Верно?

— Абсолютно верно. Я думаю, что со временем (есть у меня такие фантазии) бета-ридерами станут специальные компьютеры или компьютерные программы. Но пока мы до этого далекого будущего светлого не дошли, эту роль исполняют люди. Бета-ридер – это первый читатель вашего текста.

— Ок. Кстати, спасибо – Вы действительно верно подметили, что от компьютерных игр я далек. В детстве больше любил собирать их на кассетах, но не играть. Собрал коллекцию и успокоился.

Вернемся к этому человеку. Подозреваю, что он выполняет задачу первого прочтения, то есть тестирования текста на восприятие. Прав ли я, Татьяна?

— Да, так и есть. Это человек, который читает текст и дает автору (а иногда и редактору или команде, которая работает над текстом) обратную связь. Почему желательно, чтобы бета-ридером был человек со стороны? То есть, не сам автор и не, например, редактор, который непосредственно работает с этим текстом.

Потому что у него взгляд не замылен. А автор, естественно, он уже сросся со своим детищем – оно ему кажется либо прекрасным, либо наоборот. Если он склонен к критике, ему кажется, что там все сделано не так – ошибка на ошибке.

Поэтому хорошо бы привлечь человека из целевой аудитории или же профессионала, который сможет непредвзято дать обратную связь и узнать, что хорошо, что плохо. Чтобы этот человек увидел недочеты, которые у автора и редактора прошли мимо их внимания.

— Подтвержу Вашу мысль о том что, будучи автором, крайне тяжело заметить несовершенство собственного текста – с ним срастаешься, как с собственным ребенком. И даже, когда его перечитываешь. С одной стороны, часть мозга понимает, что здесь есть какие-то ошибки, недочеты. Но сам не способен их увидеть и приходится расстраиваться. А очень хочется, чтобы это действительно взял какой-нибудь человек (любой человек!) хочется, чтобы прочитал, пробежался – и свежим взглядом он сможет отловить нужные неудачные моменты. Кстати, когда вы читаете любой чужой текст, вы сразу их мгновенно видите. Представьте эту роль!

Возникает, Татьяна, вопрос – какие требования к этому ридеру предъявлять? Вы сказали, что человек должен быть из целевой аудитории, а не первым попавшимся под руку. Жена на кухне, например. Оторвал ее от яичницы: «На-ка дорогая, прочитай!». Какие требования нужно предъявлять к этому самому бета-ридеру, Татьяна?

— Желательно, чтобы это был человек из целевой аудитории. И если вы пишите книгу об открытии своего бизнеса, то вероятно она ориентирована на молодых людей 25-30-35 лет. И если ваша бабушка вызывается прочитать эту книгу – да, конечно, хорошо. Пусть бабушка прочитает, она своим зорким взглядом может быть заметит какие-то опечатки, логические неточности и т.д. Но скорее всего бабушка будет ваш текст нахваливать и говорить, что: «Все замечательно, расслабься внучок или внучка. Все вот так!».

А человек из целевой аудитории может указать на несоответствия. Что это может быть? Могут быть логические ошибки, частенько встречаются повторы – когда одна и та же история кочует из главы в главу. Особенно это происходит, когда работа над книгой затягивается, и это не единый порыв (например, на месяц или два), а в течение полугода, года или десяти лет автор потихоньку пишет.

И я с таким сталкивалась, когда сама выступала в роли бета-ридера, давала обратную связь автору. Когда пример с McDonald’s о том, как у них устроена работа с сотрудниками и какие стандарты обслуживания клиентов есть, кочевал из главы в главу и встречался в книге примерно пять раз. Такие вещи бета-ридер заметит и также может обратить внимание, что вы используете слишком сложную лексику – и человеку из целевой аудитории непонятно, что это написано, что имеется в виду.

Также мы сталкивались со следующим. Бывало так, что приглашали литературного редактора, и он наводил красивости, добавлял примеры. Но литредактор был человеком старшего возраста (то есть, хорошо за сорок или за пятьдесят лет) и его примеры были непонятны более молодой целевой аудитории. Так что…

— Правильнее будет сказать, что это такой тестировщик из числа представителей будущей аудитории читателей, в боли которого попадает текст. При этом отсутствие у него навыков профессионального редактора (вот этой вот жилки, которая сразу включает специалиста: «Здесь так поправить!») будет, скорее, преимуществом. Он должен быть реальным представителем, не редактором, а реальным представителем целевой аудитории – это тест на кроликах.

— Не совсем так. То есть, хорошо, естественно, если будет человек, который вообще далек от книг и читает их только для себя, а не пишет, не редактирует. Но с другой стороны, профессиональный редактор, который умеет абстрагироваться от поиска мелких багов (то есть, опечаток, неправильных запятых, не очень удачных литературных языковых оборотов) – чтобы этот человек мог проследить цепочку мыслей, связанность тезисов, те или не те доказательства приводятся и т.д.

Признаюсь, что я выступаю периодически в роли бета-ридера и по отзывам клиентов вполне справляюсь, несмотря на то что редактор.

— Татьяна, а где взять этого самого бета-ридера, можно ли его найти на просторах Интернета в виде некого фрилансера, аутсорсера или лучше прибегать к друзьям, коллегам на расстоянии вытянутой руки?

— Как всегда есть много вариантов. Самое простое, но не самое конечно хорошее – это привлечь кого-то из друзей, знакомых или родственников. Но здесь, как правило, автор сталкивается с двумя вариантами. Либо очень хвалят и не находят практически никаких погрешностей, за исключением пары опечаток. Либо наоборот ударяются в критиканство, и критика выходит далеко за пределы отдельно взятого текста.

То есть, вместо того чтобы критиковать текст, начинают критиковать его автора, говорить, что: «У тебя не получится. Ты ни разу не писатель. Да кто это будет читать? Мне за тебя стыдно, что ты на это потратил несколько месяцев своей жизни» и т.д. То есть, здесь – как повезет. Чаще не очень везет. Поэтому рекомендую этот способ только для тех, кто, скажем так, стеснен в средствах очень сильно и не может заплатить аутсорсеру.

— Какую обратную связь нужно ожидать от ридера? Просто словесный поток некой реакции или нужно определенные вопросы ему задать, чтобы он сформулировал определенные ответы, или просто слушать, что он скажет?

— Нормальный бета-ридер сам расскажет вам, структурированно даст обратную связь. Например, я ее выдаю всегда обязательно в письменном виде. Потому что, естественно, большинство людей глазами воспринимают информацию лучше, чем ушами. И плюс, можно снова и снова возвращаться к этому файлу.

Там есть сильные стороны текста, есть слабые стороны (так называемые «точки роста» – то, над чем поработать) и дальше даются рекомендации. Рекомендации я, как правило, разбиваю на два блока. Первый – это основные. То есть, какие сейчас есть в книге недоработки из-за которых ее могут не принять в издательство –либо могут не принять, либо точно не примут. И это так называемый «джентельменский набор» – тот минимум, который необходимо исправить для того чтобы книгу опубликовали.

И плюс еще по мелочи – это для улучшения авторского стиля, для того чтобы в дальнейшем автор писал лучше свои следующие книги и статьи. И чтобы он в целом сориентировался, в какую сторону идти.

— Ну что же, роль этого человека понятна. Вряд ли нужно отрицать, что кто-то должен до выпуска текста в свободное плавание протестировать его – аналогия с компьютерными играми предельно понятная. Татьяна, нужно ли добавить какие-то финальные рекомендации, которые еще не прозвучали по поиску и получению обратной связи от этого удивительного бета-ридера?

— Добавлю еще один вариант. Если вы не хотите обращаться к знакомым или вам недостаточно мнения профессионального бета-ридера, который много работает с литературой, то очень здорово себя зарекомендовала фокус-группа. Когда создается группа закрытая (обязательно закрытая) ВКонтакте. Туда приглашаются люди из целевой аудитории.

Мы приглашаем людей по профилю ВКонтакте – то есть, тех кому может быть интересна эта тема. Авторы как правило все-таки добавляют своих друзей, знакомых, коллег и т.д. Но это не всегда нужно. То есть, у нас собирается некая группа от десяти до тридцати-сорока человек, которые читают текст (как правило, мы выкладываем по одной-две-три главы) и дают обратную связь по каждой.

В некоторых случаях, когда мы, например, сомневаемся в каком-то сюжетном ходе или в том, насколько понятно объяснили сложную теорию, мы задаем наводящие вопросы. В остальных случаях люди пишут сами. Кто-то на уровне «понравилось – не понравилось», «понял – не понял». Кто-то ударяется немного в критиканство, но на общем фоне это все-таки выглядит не так печально, когда дали только одну обратную связь, а она сплошь негативная. И кто-то дает очень конструктивные рекомендации – мы им следуем сразу по ходу работы над текстом. Так что фокус-группа – тоже отличный способ.

— Что же – потрясающе! Я думаю, что любой бизнес так или иначе, осознанно либо нет, тестирует свои продукты, особенно если выводит их на рынок. И тестирование маркетинговых материалов на некоторой фокус-группе – это потрясающая вещь. Если вы собираетесь использовать тексты, или задумываетесь о повышении эффективности текстов в вашем бизнесе, то фокус-группа для них будет прекрасной.

Спасибо, Татьяна! Вот роль этого человека по имени «бета-ридер». Он появился у нас на авансцене и теперь занял свое почетное место в плеяде тех, кто помогает качественному тексту рождаться на свет, ни больше ни меньше. Сделаем ему низкий полон и поблагодарим за эту прекрасную функцию.

Будем завершать наш сегодняшний выпуск программы «Маркетинг и тексты», где мы говорим о том, как использовать статьи и книги для привлечения клиентов. Татьяна Бадя и Евгений Романенко были с вами.

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш YouTube канал, чтобы смотреть новые ежедневные видео от ваших любимых экспертов.

На сегодня все. Всем отличного дня! Пишите работающие тексты! Всем пока!

— До свидания!

About The Author
- основатель и ведущий.