Миф о бесплатном

Существуют т.н. «бесплатные» товары и услуги для населения: образование, здравоохранение, охрана правопорядка и т.д. Большинство людей радуются, что они есть – они считают, что государство их таким образом экономически поддерживает. Давайте разбираться, являются ли на самом деле эти товары и услуги бесплатными, и во сколько они действительно обходятся нам всем.

Чтобы оказать любую услугу, ее надо произвести, для чего нужно понести затраты. Это экономическая аксиома. Если вы лично не платите за услугу, которую потребляете, в момент ее потребления, это означает, что за нее заплатил кто-то другой. Кто же это? Государство не платит за услуги в том смысле, что оно их купило у поставщиков и дарит вам (так поступают частные благотворители). Оно лишь забирает деньги, в том числе у вас, через налоги, часть которых расходует на существование организаций, которые якобы оказывают «бесплатные» услуги населению, и себя не забывает. В итоге вы все равно платите, но не все оплаченное потребляете.

Клиент – это тот, кто платит за услугу из своего кармана и поэтому выбирает поставщика. Кто платит школе, больнице или полицейскому участку – вы лично? Нет, им платит государство, давая деньги из бюджета на их содержание. Поэтому реальный клиент поставщиков бесплатных услуг – государство. Вы лишь объекты оказания этих услуг. Поэтому их поставщики лебезят перед чиновниками, а не перед вами, т.к. их существование зависит от государства.

Чиновникам наплевать на качество этих услуг, они ими не пользуются. Вы же на качество не влияете, так как механизм голосования рублем тут отсутствует. То есть система поставлена с ног на голову и работает не потому, что есть клиенты на рынке (так работают частные школы, клиники и охранные предприятия), а потому, что государство дает деньги. Бесплатные услуги вовсе не бесплатные, и качество их низкое, а их поставщики продолжают существовать, потому что получают деньги от государства, а вам рассказывают, что эти услуги нужны населению, поэтому без них нельзя.

Есть распространенное заблуждение, что Вася из бедного села, при отсутствии бесплатного образования, остался бы необразованным, так как не смог бы себе позволить частное образование. Поэтому бесплатное образование нужно. Это далеко не бесспорно. Если бы не было бесплатного образования, то на него не изымались бы налоги, доходы Васи были бы выше, на рынке было бы много поставщиков образовательных услуг, конкурирующих между собой, и Вася был бы в состоянии выбрать услугу по карману, как любую другую услугу, которая продается на свободном рынке конкурирующими поставщиками. Если бы тезис про Васю был верен, надо было бы сделать все товары и услуги бесплатными от государства. А это была бы ровно та распределительная система, которую попытался внедрить Ленин в 1918-1922 годах и привел страну к экономической катастрофе.

Резюме. Бесплатных услуг не бывает, а затраты на их производство распределяются на всех. Тот, кто пользуется бесплатной услугой, скорее всего, зарабатывал бы больше, если бы бесплатных услуг не было, и мог бы выбирать на рынке услуги от множества частных поставщиков более высокого качества.

Смотрите подкаст на видео выше, на YouTube или слушайте аудио в подкасте.  Другие выпуски подкаста «АНТИЭКОНОМИКС» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

About The Author
- основатель и ведущий.