Как банк вводит в заблуждение предпринимателей

Предприниматель, который берет в банке кредит, использует его для инвестиций. То есть приобретает на полученные деньги блага на открытом рынке, формируя из них инвестированный капитал. При этом он может и не догадываться, что нужно убедиться в том, что для завершения инвестиционного проекта капитала в экономике должно быть достаточно. Ему не нужно столь глубоко думать. Эту задачу в неискаженной экономике эффективно решает процентная ставка по кредиту.

Ее величина дает ему информацию для расчетов, способен ли задуманный им инвестиционный проект окупиться, принести прибыль, позволить ему рассчитаться с кредиторами и не обанкротиться. Ставка так же важна, как, например, температура тела, показывающая, что процессы в организме идут нормально.

В нормальной, не искаженной экономике процентная ставка близка к естественной. Она отражает сложившееся на рынке временное предпочтение, наличие сбережений, то есть капитала для инвестиций. Чем она ниже, тем более высокого порядка запускаются инвестиционные проекты. Низкая ставка означает, что в экономике более чем достаточно капитала для их завершения. Высокая ставка говорит о том, что сбережений в экономике недостаточно. И запускать долгосрочные проекты нельзя. Если их начать, то завершить их не удастся.

Размер ставки сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Это всего лишь индикатор, который показывает, что можно, а что пока нельзя делать, чтобы не получить убыток. Хотеть ее изменить искусственно – глупое желание, демонстрирующее чудовищное экономическое невежество. С таким же успехом можно желать изменить показания термометра, чтобы на улице «стало потеплее».

Когда банк начинает ссужать деньги депонентов, на самом деле не являющиеся сбережениями, предложение кредита увеличивается. Процентная ставка снижается. Это снижение ложное. На самом деле оно не подкреплено сбережениями. Капитала в экономике в реальности меньше, чем показывает процентная ставка. Помните стрелку манометра, которая показывает пониженное давление, потому что ее подправили пальцем? Вот она – ставка.

Предприниматель вводится в заблуждение пониженной величиной ставки. И действует так, как если бы капитал, который соответствует этой ставке в неискаженной экономике, имелся бы в наличии. Иными словами, «благодаря» банковскому мошенничеству, у предпринимателей создается иллюзия наличия капитала.

Предприниматель даже не подозревает об этом. Более того, для 99% из них – это темный лес. Масштабы нехватки капитала невозможно установить, даже владея экономической теорией австрийской школы! Исходя из представлений о масштабах банковского мошенничества, остается лишь гадать, насколько, при нынешних искаженных ставках, в экономике в действительности не хватает капитала – на 50%, 70% или на все 90%?

Инвестиционные проекты, которые при отсутствии дополнительного кредита никогда бы не были запущены, при искусственно сниженной ставке кажутся возможными и запускаются тысячами. Такой проект похож на поднявшийся в воздух самолет, у которого «врет» датчик топлива, показывая, что баки полные, хотя на самом деле это не так. Кто сломал датчик? Банкир.

В результате старта ошибочных инвестиционных проектов, направленных на производство благ более высоких порядков, они начинают конкурировать за ресурсы с проектами производства потребительских благ. Грубо говоря, ресурсы отвлекаются на производство высокотехнологичного оборудования, в то время как не удовлетворен спрос на туалетную бумагу.

Недостаток ресурсов для завершения всех ошибочно начатых инвестиционных проектов приводит к росту спроса на ресурсы, что выражается в повышении цен. Растут заработные платы, арендные ставки и т.д. Искусственно вызванный кредитной экспансией экономический бум неизбежно приводит к инфляции. Одновременно на балансах банков-эмитентов несуществующего кредита скапливаются большие объемы задолженности предпринимателей, начавших ошибочные проекты. Качество активов банка падает, его риски увеличиваются.

В связи с ростом цен на ресурсы, предприниматели обращаются в банк за новыми кредитами, чтобы успеть завершить начатые инвестиционные проекты. В какой-то момент риск ликвидности банка становится настолько велик, что он решает сократить кредитование, чтобы не поставить себя на грань банкротства. Предприниматели либо получают отказ в новом кредите, либо видят возросшие ставки. Вот так и выясняется, что ресурсов для завершения проектов в экономике нет. Датчик топлива вдруг стал показывать правильно, и топлива в баке самолета на самом деле оказалось гораздо меньше, чем надо до полета к месту посадки.

В один прекрасный момент предприниматели осознают, что новый кредит получить невозможно, или ставки стали «заградительными». Инвестиционный проект завершен быть не может. Уже инвестированный в него капитал омертвлен. А предпринимателю предстоят долгие и неприятные переговоры с банками-кредиторами. Возможно, даже банкротство.

И таких предпринимателей в одночасье становится очень много. Это доказывает, что все не могут настолько ошибаться, и дело здесь не в предпринимательских ошибках, а в искаженной информации, использованной при планировании инвестиционных проектов. Предприниматели оказались заложниками банкиров. Омертвленный капитал, скорее всего, перейдет банкам-кредиторам как залог. И «повиснет» у них на балансе как непрофильный актив, от которого нужно будет долго избавляться. Предприниматель же так и не поймет, что был введен в заблуждение искусственно заниженной ставкой процента банкиром-мошенником, сознательно выдающим несуществующий в экономике кредит.

Добавлю, что потребительское кредитование, от рассмотрения которого мы отказались в самом начале, лишь усугубляет положение предпринимателя. Оно увеличивает потребление благ первого порядка. Это приводит к тому, что инвестиционные проекты, направленные на их производство, еще жестче начинают конкурировать за ресурсы с проектами более высоких порядков. Балансы банков перегружаются не только кредитами бизнесу, но и плохой задолженностью физических лиц. Это лишь приближает момент сворачивания кредитования и фатальную развязку.

Смотрите подкаст на видео выше, на YouTube или слушайте аудио в подкасте.  Другие выпуски подкаста «АНТИЭКОНОМИКС» смотрите на YouTube или на сайте. Если вы любите аудио, слушайте подкаст «Ваш бизнес — это продажи!». Чтобы получать уведомления о новых видео про продажи, подпишитесь на мой YouTube-канал. Другие видео, подкасты, интервью и статьи по продажам смотрите на моем сайте.

About The Author
- основатель и ведущий.